ГАЛЛИКАНСКИЙ ОБРЯД - Страница 12

Священник говорил: «Тело Христово». Причащающийся отвечал: «Аминь». Из Чаши причащал диакон. Во время причащения пелся Пс. 33, но, вероятно, мог использоваться и Пс. 22 (как в амвросианском обряде). В поздних певчих рукописях этого региона отмечается пение антифона «Qui manducat corpus» (ср.: Ин. 6:57) и др. После причащения Псевдо-Герман упоминает некое загадочное песнопение trecanum. Существует несколько гипотез, объясняющих этот термин. По одной – речь идёт об ошибке переписчика, который неверно записал латинскими буквами греческое название Трисвятого. По другой гипотезе, здесь имеется в виду некое песнопение или возглашение, связанное с формулой «Отец в Сыне, Сын в Духе Святом, Святой Дух в Сыне, Сын обратно в Отце», которую цитирует Псевдо-Герман (она встречается в краткой (египетской) анафоре святителя Василия Великого). Третья гипотеза заключается в том, что Псевдо-Герман возвращается здесь к началу анафоры и говорит про Sanctus. Однако исследователи признают более вероятным, что под trecanum имеется в виду возглашение, аналогичное «Един Свят» в восточных литургиях, или – причастный антифон. Две молитвы после причащения (Post communio или Post eucharistiam) соответствуют традиционной для галликанского обряда структуре (в испанских и кельтских рукописях – одна молитва). После них возглашался отпуст, но в галликанских памятниках его образцов не сохранилось (в испанской рукописи говорится: «Месса совершилась. Во имя Господа нашего Иисуса Христа с миром изыдем»). В отличие от римской практики галликанский обряд сохранил древнее богословие таинств, известное по сирийским памятникам, в котором крещение понималось не столько как умирание в воде для воскресения со Христом, сколько как просвещение и новое рождение от Духа в водах Иордана, освящённых Христом. Наиболее ярким примером крещения в Галлии является крещение Хлодвига, которое произошло на Рождество Христово в 498 или 499 г. Чин состоял из наставления в вере, снятия одежд, отречения от сатаны и сочетания со Христом, погружения, послекрещального помазания, крестообразного знаменования новокрещёного и облачения его в белые одежды. Однако, судя по проповедям святителя Кесария Арелатского, в Галлии в VI в. ещё существовал катехуменат (оглашенные назывались competentes). Крещение совершалось строго на Пасху (18-е правило Осерского собора 578 г.; 3-е правило второго Маконского собора 585 г.). В начале подготовки производилась запись имён, ежедневно происходили наставления и экзорцизмы в виде возложения рук и помазания елеем. В 17-м правиле Аравсионского собора 441 г. упоминается чтение Евангелия для оглашенных. При этом существовал и иной тип крещения – без длительного оглашения, предназначенный для детей и больных. В нём обязательно участвовали восприемники (fideiussores), которыми обычно являлись родители ребёнка. Собор в Агде 506 г. постановил совершать чин передачи Символа веры в воскресенье перед Пасхой и объяснять его в течение Страстной седмицы (13-е правило). В «Готском Миссале» имеется формуляр мессы на передачу Символа веры. На Пасху совершалось отречение от сатаны, погружение, помазание, умовение ног и лобзание мира. Благословение вод источника сопровождалось крестным знамением и вливанием хрисмы. Крещальная формула могла носить характер вопросов, на которые крещаемый или его восприемники должны были отвечать: «Я верую».

 



 
PR-CY.ru