ГАЛЛИКАНИЗМ, галликанство - Страница 14

Вновь избранному кардиналу кардинальскую биретту вручал глава государства: император, король, а с конца XIX в. и до 1960 гг. – президент республики. В XIX в. влияние галликанизма как течения внутри французской церкви пошло на спад. В первой половине XIX в. галликанские вольности отстаивало старшее поколение духовенства, главным образом, вернувшиеся из эмиграции дореволюционные епископы. Более молодые склонялись к ультрамонтанству. Дипломат и публицист Жозеф де Местр (1753–1821 гг.) в сочинениях «О папе» (1819 г.) и «О галликанской Церкви» (1821 г.) отстаивал учение о безошибочности папы и призывал французов отказаться от галликанских вольностей, препятствующих единству католической церкви и таящих зерно раскола. Впоследствии эти книги стали пользоваться заметным влиянием, но в момент публикации большая часть епископата их осудила, в том числе и пэр Франции, епископ Лангрский, кардинал Сезар Гийом де ла Люзерн, опубликовавший «Защиту Декларации 1682 г.». Во французской церкви с галликанских позиций ультрамонтанам противостояли либералы. В противовес сильной папской власти они отстаивали авторитет епископов и уважение к национальным традициям галликанизма. Но преобладание ультрамонтанства становилось всё более заметным. Рост его влияния проявился, в частности, в том, как во Франции было воспринято осуждение (1832 г.) папой Григорием XVI (1831–1846 гг.) либерального католицизма аббата Фелисите Робера де Ламенне (1782–1854 гг.). Он и его сторонники безоговорочно подчинились решению папы, признав, таким образом, за Римским престолом прерогативу разрешать доктринальные и дисциплинарные споры. Провозглашение папой Пием IX (1846–1878 гг.) догмата о непорочном зачатии Девы Марии (1854 г.) тоже не встретило возражений со стороны французских богословов. Следующее десятилетие, когда в католической церкви обсуждался вопрос о безошибочности папы в вопросах веры и морали, было отмечено подъёмом либерального, галликанского католицизма. Возражая против догмата о папской безошибочности, либералы черпали аргументы в национальной богословской традиции, прежде всего, у Боссюэ. Его идеи, адаптированные к современной эпохе, были использованы в сочинении декана Парижского факультета католического богословия прелата А.Л.Ш. Маре «О Вселенском Соборе и о религиозном мире» (1869 г.). Маре, стремившийся примирить католическую церковь с современным обществом, высказывался против провозглашения догмата о безошибочности папы в вопросах веры и морали как принципа, не отвечающего духу времени. Он считал, что устройство католической церкви должно быть основано на синтезе между прерогативами епископов и папы, в большей степени соответствующем современным реалиям и общественным настроениям. Маре призывал к диалогу между папой Римским и епископами на Соборах, которые проводились бы регулярно, каждые десять лет, в атмосфере свободной дискуссии. Когда на первом Ватиканском соборе был провозглашён догмат о безошибочности папы, 70 из участвовавших в Соборе французских архиепископов и епископов присоединились к мнению большинства. Но 30 французских епископов в числе оппозиционного меньшинства покинули Рим до торжественной церемонии провозглашения догмата, чтобы публично не выступать против него, и в личных письмах папе объяснили мотивы своего поступка. В целом во Франции догмат о папской безошибочности был принят гораздо спокойнее, чем, например, в Германии. Разногласия во французской церкви проявлялись до тех пор, пока шла дискуссия. После провозглашения догмата ранее несогласные подчинились. Например, Маре объявил, что отрекается от того, что было им написано до принятия Собором догмата о безошибочности папы, т.к. в силу галликанского принципа решение, одобренное епископатом, становится обязательным для всех членов церкви. Таким образом, с принятием догмата о непогрешимости папы утратил силу один из основополагающих принципов галликанизма. Другой принцип галликанизма, о суверенитете светской власти (а вместе с ним и в целом галликанизм как течение во французской церкви), утратил силу с принятием «Закона об отделении Церкви от государства» (9 декабря 1905 г.), где светская власть отказалась от вмешательства во внутренние дела церкви, епископы во Франции стали назначаться папой. В настоящее время отдельные идеи галликанизма можно обнаружить, например, в требованиях больше самостоятельности местного церковного управления, периодически предъявляемых римскому престолу французским епископатом.



 
PR-CY.ru