ГАЛЛИКАНИЗМ, галликанство

ГАЛЛИКАНИЗМ, галликанство – религиозно-политическое движение католиков за автономию французской церкви от папы Римского, совокупность тенденций и принципов, характеризующих французскую церковь до революции 1789 г. Галликанизмом также называется сущность церковного устройства во Франции за этот период (с XIII в.), совокупность политических и правовых доктрин в XIII–XIX вв., обосновывавших особое положение французской католической церкви по отношению к папству. Под галликанизмом подразумевается также особый уклад, обычаи, привилегии и положение католической церкви во Франции, служившие для обоснования её частичной независимости от Рима. Признавая папу главой церкви, сторонники галликанизма исходили из того, что сама церковь и её Соборы – выше папы. Термин «галликанизм», впервые появившийся на первом Ватиканском соборе (1869–1870 гг.), до этого употреблялся для характеристики отношений Римского престола с Францией, постепенно заменил ряд выражений, которые применялись раньше для определения положения католической церкви во Франции («свободы и привилегии Церкви Галлии», «галликанские свободы», «древние свободы галльской Церкви» и др.). Предпосылкой возникновения галликанизма было существование на протяжении веков, начиная с IV в., самостоятельной галльской церкви, во главе которой находился арльский архиепископ. Постепенно происходило слияние церкви с государством. Она становится, с одной стороны, крупным собственником и землевладельцем, а с другой – значительной политической силой, поддержкой королевской власти, имеющей, в свою очередь, огромное влияние в церкви. Исследователи различают три типа галликанизма (королевский, парламентско-университетский и богословский), которые зародились в эпоху Средневековья в борьбе французской монархии и светского суда с универсалистскими теократическими претензиями папства. Становление доктрин галликанизма было связано со складыванием французского централизованного государства, с формированием представлений об особом религиозном прошлом Франции. В этой концепции важная роль отводилась французскому королю, который представал как ревностный защитник католической веры и церкви, основатель храмов и монастырей, покровитель церковных свобод, что было отражено в титуле «христианнейшего» короля. Идеи галликанизма апеллировали к истории галльской церкви, самостоятельность которой опиралась на авторитет св. Иринея, епископа Лиона, во II в. Впервые понятие «Ecclesia gallicana» было употреблено в декреталии папы Целестина I (422–432 гг.) в 428 г. Согласно теории галликанизма, лишь во Франции обычаи национальной церкви сохранились в большей мере и в последующие века. В IV в. во главе церкви в Галлии стоял архиепископ Арелата. При Меровингах церковь стала одним из крупнейших земельных собственников и обладала большой политической силой. Королевская власть, оказывая влияние на жизнь церкви, участвовала в назначении и смещении епископов. Однако в ходе нескольких Соборов, главные из которых состоялись в Орлеане (549 г.) и Париже (614 г.), духовенству удалось добиться права свободных выборов епископов с последующим утверждением их королём, а также неотчуждаемости церковного имущества. При Каролингах союз церкви и королевской власти приобрёл новые формы ввиду изменения представлений о миссии короля, трактуемой как особая служба избранника Бога, строителя Града Божия и защитника церкви. В этот период формируются отношения взаимопомощи монарха и Римских пап, что было отражено в королевских капитуляриях, которые теперь могли включать статьи канонического права и решения местных Соборов.

 



 
PR-CY.ru