ГАЛЛИКАНИЗМ, галликанство - Страница 12

Галликанские позиции парламента проявились и в 1761–1764 гг., когда он повёл борьбу против иезуитов, которая завершилась запретом деятельности ордена на территории Франции. Одним из аргументов, выдвинутых противниками иезуитов, был тот, что в стране нельзя допускать деятельность организации, неподконтрольной национальному правительству и целиком и полностью подчинённой находящемуся в Риме иностранцу – генералу ордена. Епископат и королевская власть в этот период по возможности дистанцировались от крайних проявлений парламентского галликанизма. Попытка короля и министров найти компромиссное решение и сохранить во Франции орден иезуитов, поставив его деятельность под контроль епископов и парламентов, провалилась. Такой выход отвергли и иезуиты, и парламенты. Однако в XVIII в. галликанизм по-прежнему оставался не только парламентской, но и государственной доктриной. В 1760 гг. снова происходит некоторое сближение королевского и парламентского галликанизма. Королевская декларация от 24 мая 1766 г. содержала, по сути, те же принципы, что и постановление, принятое Парижским парламентом и отвергнутое королём в 1731 г. В декларации говорилось, что «управление делами человеческими и всем, что касается общественного порядка и блага государства, целиком и полностью находится в ведении светской власти». Декларация подчёркивала, что служители церкви должны подчиняться королевской власти в делах, касающихся общественного порядка. Король и парламенты действовали заодно в ходе начатой в 1760 гг. реформы монастырей. Зарегистрированный парламентами королевский эдикт 1768 г. устанавливал возрастной ценз для принятия монашеского обета (не менее 21 года для мужчин и 18 лет для женщин), минимально допустимое число монахов и монахинь в каждом монастыре (19 в мужском и 15 в женском). Эдикт также предписывал иметь в городе не более одного монастыря одного и того же ордена. Созданная королём комиссия по монастырским делам работала до середины 1780 гг. и упразднила в общей сложности 426 монастырей. Галликанские настроения среди епископата в этот период проявлялись, главным образом, в том, что французское духовенство без согласования с Римом вносило изменения в богослужебные книги. Тексты молитв переводились на французский язык, отрывки, выглядевшие слишком ультрамонтанскими, изымались. Иногда из-за этого возникали конфликты с папским престолом. Так, новый бревиарий Парижского архиепископства, изданный в 1736 г. по распоряжению Парижского архиепископа Шарля Гаспара де Вентимиля дю Люка, был осуждён папой. Впоследствии в бревиарий внесли незначительные изменения, и в таком виде он стал использоваться и в других епископствах Франции. Непосредственно перед началом Французской революции, в 1786 г., состоялся так называемый Пистойский собор французского духовенства, решения которого являлись смешением идей янсенизма и галликанизма. Булла папы Пия VI (1775–1799 гг.) «Auctorem fidei» (1794 г.), осуждавшая решения Пистойского собора, продемонстрировала решительное неприятие Римом подобных взглядов. В первые годы Французской революции новые власти занялись подготовкой закона о реформе католической церкви. Итогом этой работы стал «Закон о гражданском устройстве духовенства» (1790 г.). Он развивал галликанские принципы, что имело целью укрепить независимость французской церкви от Рима, подчинить её государству и одновременно усилить в ней выборные начала, к тому же французская церковь подвергалась полной перестройке.

 



 
PR-CY.ru