ГРИГОРИАНСКАЯ РЕФОРМА - Страница 7

Григорианская реформа стала одним из ключевых этапов в развитии учения о примате Римского первосвященника. Начавшееся со времени «немецких пап» постепенное восстановление престижа Папского престола совпало с началом григорианской реформы и нашло выражение в появившемся при папе Клименте II термине papatus (по аналогии с episcopatus), впервые применённом в 1047 г. Одно из обоснований высшего авторитета Римского папы предложил Пётр Дамиани в сочинении «Liber gratissimus», где проводилось разделение между святостью «по заслугам» и святостью «по званию»: папа должен восприниматься святым, поскольку он унаследовал от апостола Петра власть «вязать и разрешать» (ср.: Мф. 16:18–19). Именно в период начала григорианской реформы, одним из аспектов которой было укрепление папского универсализма, произошло разделение церквей (1054 г.). Складывавшееся в период григорианской реформы учение о папстве наиболее ярко было сформулировано в приписываемом Гильдебранду сочинении «Dictatus papae», утверждающем высшие духовную и светскую власть Римского первосвященника. Характерное для раннего Средневековья единство светской и духовной властей (regnum et sacerdotium) было переосмыслено реформаторами и их сторонниками. Будучи выходцами из реформированного монашества, они выступали за верховенство «священства» и, следовательно, духовных ценностей над мирскими. Все светские государи должны быть слугами наместника Бога на земле – Римского папы, получившего от императора Константина I Великого и высшую светскую власть на Западе (в противном случае они превращаются в слуг антихриста, и долг папы отлучить их от церкви, а вверенный им народ призвать к неповиновению). Папа, избираемый с 1059 г. коллегией кардиналов, не имеет нужды в утверждении своего избрания императором; более того, сам император становился только защитником веры и верующих, будучи полностью подчинён церкви. Эта политика определила пересмотр важнейших устоев средневекового общества, в том числе институтов инвеституры и частной церкви, что стало причиной конфликта между «царством» и «священством». В результате григорианской реформы католическая церковь обрела экономическую и административную самостоятельность, превратившись в закрытую иерархизированную систему, отстаивавшую на протяжении последующих столетий свои привилегии и неприкосновенность.



 
PR-CY.ru