ГРИГОРИАНСКАЯ РЕФОРМА - Страница 4

При папе Пасхалии II (1099–1118 гг.) основной акцент в проведении реформы был сделан на борьбе со светской инвеститурой, что привело к некоторому ослаблению борьбы с симонией и конкубинатом клириков. В Англии и Франции было достигнуто соглашение, по которому короли отказывались от церковной инвеституры, сохранив за собой право инвеституры светской, наделяя епископов землёй и соответствующими полномочиями. В Германии многолетнее противостояние пап и императоров, получившее в историографии название «борьбы за инвеституру», было ознаменовано заключением Вормсского конкордата (23 сентября 1122 г.). Созванный в 1123 г. первый Латеранский собор выработал ряд правил, которые на уровне «вселенского» Собора католической церкви запрещали симонию, утверждали обязательность целибата клириков и подтверждали достигнутый Вормсским конкордатом компромисс в отношении права инвеституры. Григорианская реформа изменила взаимоотношения светской и духовной властей, обеспечила неотчуждаемость церковного имущества и способствовало росту экономического могущества католической церкви, укреплению папства и светской власти пап. Одной из главных задач григорианской реформы было повсеместное установление безбрачия для всех степеней клира и принятие действенных мер по борьбе с моральным упадком духовенства, в том числе с часто встречавшимися случаями конкубината. В отличие от Восточной церкви на христианском Западе уже с IV в. возникает представление об обязательном безбрачии клириков, которое нашло законодательное закрепление в правилах Аравсионского (441 г.), Турского (461 г.), Толедских (653, 659 гг.) и других Соборов. С начала VIII в. под влиянием миссионерской деятельности ирландских и англосаксонских монахов широкое распространение получает идея несовместимости брачной жизни со священным саном и совершением евхаристии. Важную роль в укоренении целибата сыграла клюнийская реформа западного монашества, а также ряд запретительных мер, установленных в отношении женатого духовенства в Англии (требование развода, выдвинутое в середине X в. Кентерберийским архиепископом Дунстаном), Ломбардии (Собор 1022 г. в Павии запретил брак и конкубинат всем клирикам, предписав отдавать детей от таких союзов в крепостное состояние) и ряде других мест. Тем не менее, до середины XI в. женатое духовенство продолжало окормлять паству; например, около 1040 г. Бременский архиепископ Адальберт призывал женатых священнослужителей соблюдать узы брака, а безбрачных клириков увещевал жить «если не в чистоте, то по крайней мере умеренно» (si non caste, tamen caute). С началом григорианской реформы борьба против женатого духовенства и конкубината приобретает централизованный характер и широко поддерживается кругом реформаторов.

 



 
PR-CY.ru