ГРИГОРИАНСКАЯ РЕФОРМА - Страница 5

При папе Льве IX издаётся предписание, грозившее сожительницам клириков рабством; в конце 1050 гг. Пётр Дамиани составил и передал папе Николаю II трактат «О целибате священнослужителей», обобщавший и развивавший идею необходимости безбрачия духовенства; созванный папой Николаем II Латеранский собор (1059 г.) объявил недействительными таинства, совершаемые женатыми священнослужителями. Среди реформаторов возникает представление, отождествлявшее женатых священнослужителей с николаитами (еретиками I в., отрицавшими ограничительные постановления Иерусалимского собора апостолов, в том числе относительно брака) и приравнивавшее нарушение целибата к ереси. Созванный папой Григорием VII Собор в Риме (1075 г.) объединил понятия брака священнослужителей и конкубината, одинаково рассматривая их как блудодеяние. Папа призвал светские власти и народ преследовать женатых священников, что привело к серьёзному недовольству в епископате, в частности, германском и французском, и к прямому сопротивлению духовенства (декрет епископа Имолы Ульрика 1060 г., «Апология» Сигиберта из Жамблу). Однако в последние десятилетия XI в., несмотря на сопротивление, целибат последовательно стал утверждаться на католическом Западе. Окончательно закрепил целибат как обязательную норму для католического духовенства первый Латеранский собор, третье правило которого запретило всякое совместное проживание клирика с женщиной, если она не является его близкой родственницей. Симония, т.е. купля-продажа церковных должностей (по имени Симона Мага – Деян. 8:18–25), была запрещена правилами Вселенских соборов. Тем не менее, осуждаемая практика широко распространялась в Западной Европе из-за ряда особенностей общественных отношений и представлений (например, о патримониальном характере светской власти), с которыми было трудно бороться на местах. Сторонники григорианской реформы видели за симонией прямое влияние светской власти на церковь. Германские императоры опирались в своей политике на систему имперской церкви, назначая епископов на вакантные кафедры. Другие, менее крупные феодалы, подражая императору, также покровительствовали «своим» частным церквам, что, по сути, превращало их в феодальные владения. Светская инвеститура воспринималась как обычай: стандартной процедурой в XI в. было выдвижение светским правителем кандидатуры на епископскую кафедру, за которым следовало вручение ему пастырского посоха, одобрение «клиром и народом».

 



 
PR-CY.ru