ЕВФИМИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 14

С XIX в. вместе с другим чтимым образом (Корсунской иконой Божьей Матери) образ Евфимия износился «при иеромонахе и послушниках монастыря как в дома суздальских городских обывателей, так и в ближайшие селения». В начале XX в. икона приносилась в уездные города, промышленные центры Владимирской губернии. Память Евфимия праздновалась в Евфимиевом монастыре четыре раза в год: 1 апреля (день кончины), 4 июля (день обретения мощей), 22 февраля (память перенесения мощей в 1657) и в девятое воскресенье после Пасхи (по случаю переложения мощей в 1823 г. в новую раку), при последнем празднестве совершался крестный ход вокруг монастыря. Библиотека обители (82 книги) впервые упоминается в описи степенных монастырей 1635–1636 гг. Согласно описи 1660 г., в ней насчитывалось 302 книги, в том числе 170 рукописных. Среди прочих в библиотеке хранились пергаменные рукописи XIV в. (Псалтирь «знаменная» (т.е. нотированная), «Лествица» и «Стихараль»), старопечатные книги (девять изданий «литовской печати», в том числе три экз. Библии, изданной Иваном Фёдоровым в 1581 г. в Остроге (одна из них ныне во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике), Библия, изданная Франциском Скориной в Праге (Владимиро-Суздальский музей-заповедник), «Грамматика» архиепископа Мелетия (Смотрицкого) и др.). С конца XVII в. собрание книг сокращалось, рукописи расхищались, в XIX в. некоторые из них попадали в библиотеки коллекционеров графа Алексея Сергеевича Уварова, Ивана Никитича Царского, Михаила Петровича Погодина и др. В 1886 г. во Владимире было учреждено древлехранилище, в которое из библиотеки Евфимиева монастыря поступило более 20 рукописей и старопечатных книг. К началу XXI в. в фондах Владимиро-Суздальского музея-заповедника хранились всего 43 книги, принадлежавшие Евфимиеву монастырю (из них 16 книг поступили не из монастыря непосредственно, а из древлехранилища), в том числе 24 печатные XV–XVIII вв. и 19 рукописных: Иерусалимский Патерик (первая половина XV в.; Владимиро-Суздальский музей-заповедник), Слова Иоанна Златоуста (середина XV в.; Владимиро-Суздальский музей-заповедник), Кормчая (первая половина XVI в.; Владимиро-Суздальский музей-заповедник), Житие Зосимы и Савватия Соловецких (вторая половина XVI в.; Владимиро-Суздальский музей-заповедник), Евангелие (XVI в.; Владимиро-Суздальский музей-заповедник), Сборники Слов Григория Богослова (середина XVI в.; Владимиро-Суздальский музей-заповедник), Толкование на Псалтирь в переводе Максима Грека (середина XVII в.; Владимиро-Суздальский музей-заповедник) и др. Памятной именной медалью и дипломом было отмечено участие Евфимиева монастыря во Всемирной выставке 1867 г. в Париже. Награды были присуждены монастырю выставочной «Комиссией по отделу истории труда» за серию рисунков, «снятых в 1866 г. с рукописных книг и священных предметов искусства», хранившихся в обители. Подлинные документы XV–XVII вв. из архива Евфимиева монастыря, сохранившиеся в коллекции «Грамоты Коллегии экономии» Российского государственного архива древних актов (РГАДА), копийные книги монастыря конца XVII – начала XVIII в. (РГАДА), подборки грамот в копиях начала XIX в. (Исторический музей) и др. представляют наиболее полное собрание актов по истории землевладения и хозяйства монастыря во Владимирском, в Гороховецком, Московском, Муромском, Нижегородском, Тверском, Угличском и Юрьевском уездах за 1425 г. – 1700 гг.

 



 
PR-CY.ru