ЕВФИМИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 13

К 1763 г. над ракой установлен резной балдахин. В 1822–1823 гг. московский серебряных дел мастер Иван Григорьевич Завьялов изготовил новую деревянную, обложенную серебром раку. 23 июня 1823 г. в присутствии Владимирского и Суздальского епископа Парфения (Черткова) и духовенства Суздаля состоялись освящение новой гробницы и переложение мощей святого, в память о чём был учреждён крестный ход. К началу XX в. украшенная балдахином рака с мощами стояла в Преображенском соборе при входе в алтарь у южной двери. Рака была обложена серебром и посеребренной латунью, украшена чеканными клеймами Преображения Господня, Святой Троицы с предстоящими преподобными Евфимием и Сергием Радонежским, архимандритскими регалиями. При раке находились принадлежавшие, по преданию, Евфимию вериги, митра, железный посох, медный крест и напрестольное Евангелие. К началу XX в. в соборе Евфимиева монастыря хранилось немало других святынь и древностей: чтимые икона Евфимия Суздальского, украшенная сребро-позолоченным венцом с эмалью (XV в.), древний список Корсунской иконы Божьей Матери с золотой чеканной ризой, с окладом на полях, украшенный драгоценными камнями, а также икона Распятия Господня (конец XVI – начало XVII вв.), Владимирский образ Божьей Матери (конец XVI – начало XVII вв.), икона Преображения Господня с серебряным чеканным окладом на полях (конец XVII – начало XVIII вв.), несколько икон – вклады князей Пожарских. Собор украшало медное вызолоченное паникадило – вклад князя Д.М. Пожарского. В Евфимиевом монастыре хранились другие мемориальные вклады: Евангелие «в лист», подаренное в 1615 г. князем Д.М. Пожарским; серебряный крест, устроенный в 1588 г. «радением» Суздальского епископа Иова; несколько золотых и серебряных церковных предметов XVI–XVIII вв.; плащаницы: шитая золотом, серебром и шелками по атласу – вклад 1652 г. супруги Д.М. Пожарского княгини Феодоры Андреевны «по муже своем и по душе своей»; другая, красного бархата, – вклад 1633 г. супруги князя Ивана Никитича Хованского; митры, украшенные драгоценными камнями, вклады Московского патриарха Питирима, княгини Ф.А. Пожарской, Сибирского и Тобольского митрополита Павла. Во Всехсвятском храме почиталось горожанами восьмиконечное Распятие (четыре аршина в высоту), украшенное серебряной ризой. По преданию, крест был устроен в 1654 г. в память избавления Суздаля от моровой язвы. При основании Евфимиевая монастыря Суздальский епископ Иоанн благословил Евфимия служить с палицей, в митре и с рипидами – это право сохранялось за настоятелями во всё время существования Евфимиева монастыря. Согласно описи 1660 г., в ризнице значатся прикладные сулки к архимандритским жезлам. В 1714 г. Рязанский и Муромский митрополит Стефан (Яворский) подтвердил право архимандритов Евфимиева монастыря служить «с палицею и с рипидами на ковре». Со второй половины XIX в. литургия в Евфимиевом монастыре совершалась с отверстыми царскими вратами. К XVIII в. сложилась традиция ежегодных крестных ходов с иконой Евфимия из Евфимиев монастыря в кафедральный Богородице-Рождественский собор. Наиболее ранним документальным свидетельством этого является записная книга лиц, принимавших участие в крестном ходе с иконой (1736 г.).

 



 
PR-CY.ru