ЕВФИМИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

ЕВФИМИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в городе Суздале Владимирской области. Основан между 1355 и 1363/1364 гг. иноком нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня монастыря Евфимием Суздальским по инициативе Суздальско-Городецкого князя Бориса Константиновича и по благословению Суздальского архиепископа Дионисия. Сложившаяся историческая традиция ошибочно относит это событие к 6860 (1351/1352) г. Под этой датой в пространной редакции Жития Евфимия Суздальского сообщается о прибытии преподобного из Нижнего Новгорода в Суздаль (Российская государственная библиотека) и об основании монастыря вместе с Суздальским святителем Иоанном и князем Борисом. Однако в это время город и округа находились в составе владений великого князя Нижегородско-Суздальского Константина Васильевича. К тому же в 1352 г. Нижегородско-Суздальская земля серьёзно пострадала от эпидемии чумы. Таким образом, Евфимиев монастырь мог быть основан только после кончины в 1355 г. великого князя Нижегородско-Суздальского Константина Васильевича, после распределения между четырьмя его сыновьями уделов, в том числе земельных владений близ прежней столицы княжества – города Суздаля, но до начала борьбы князя Бориса Константиновича за нижегородский стол (1364 г.). Монастырь строился на той части совместного владения сыновей великого князя Константина (Андрея, Димитрия (Фомы), Бориса и Димитрия-Ногтя), которая принадлежала князю Борису Константиновичу, а именно на части нагорного берега реки Каменки, к северо-востоку от Суздальского детинца. К северу ополья владения простирались до села Омутского, к югу – вниз по течению реки Нерли до села Мордыш (Мордош). Другая крайняя дата (1363/1364 г.) связана с сюжетом пространной редакции Жития об основании настоятелем Евфимиева монастыря Евфимием и князем Андреем Константиновичем (ум. в 1365 г.) суздальского в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря, настоятельницей которого стала племянница матери Евфимия, старица суздальского во имя мученика Александра Пермского монастыря. Согласно Житию Евфимия, Суздальский епископ Иоанн при большом стечении народа благословил и освятил на высоком берегу реки Каменки место будущей обители и поставил крест. Князь Борис ископал ров в основание монастырского храма. Преподобный обтесал три камня и заложил себе гроб у северных церковных врат, у жертвенника, в знак своего желания неисходно подвизаться в монастыре. Вскоре была возведена первая монастырская церковь в честь Преображения Господня. После окончания строительства храма епископ Иоанн рукоположил инока Евфимия во диакона, затем во иерея и архимандрита. Основатель ввёл в монастыре общежительный устав, иноки не имели личного имущества, не могли выходить из своих келий, кроме посещения церковной службы и «великыа нужа». Евфимий целый год носил лишь жёсткий овчинный тулуп, зимой терпя стужу, а летом – зной, принимал и кормил странников, т.к. Евфимиев монастырь стоял «на распутиях мнозих», прощал долги, выкупал несостоятельных должников «и от насилия от злых судеи бедою одержимых токмо словом своим избавляя».

 



 
PR-CY.ru