ЕКАТЕРИНА - Страница 20

Это произведение в значительной степени повторяет византийские прототипы, однако заметно отличается от синайской иконы (как по составу сцен, так и по их иконографии), что указывает на существование вариантов житийного цикла Екатерины в византийском искусстве или на самостоятельную переработку византийского образца итальянским мастером. Цикл пизанской иконы состоит из восьми широких клейм, которые размещены не по периметру доски, а по сторонам средника и образуют вместе с последним характерную трёхчастную композицию, что традиционно для итальянских памятников XIII в.; клейма левого поля с изображением проповеди Екатерины и чудес в темнице противопоставлены композициям справа, посвящённым колесованию, казни и погребению святой. Основными особенностями произведения являются отсутствие сцены жертвоприношения царя в храме, истории обращения и казни царицы Августы; спору Екатерины с философами отведено одно клеймо. При этом значительное внимание уделено истории чудес и реликвий: пребыванию святой в темнице (в сцене явления ей двух (а не одного) ангелов показано и кормление заточённой голубем); чуду во время колесования (выбран эпизод не с мучением, а с ангелом, избавляющим святую в присутствии изумлённых зрителей); казни (в том же клейме изображено оплакивание мученицы народом) и судьбе мощей Екатерины; кроме её погребения при участии епископа в особом клейме показано перенесение ангелами мощей Екатерины на Синай. Отдельные сцены из Жития, свидетельствующие о широкой известности синайских святынь, встречаются и в других итальянских алтарных образах второй половины XIII в., где они соседствуют с композициями, посвящёнными другим святым: на иконе работы Маргарито д'Ареццо (около 1262 г., Национальная галерея, Лондон), с фигурой Богоматери в центре, показано усекновение главы Екатерины и перенесение тела на Синай; на створке триптиха (1265–1270 гг.) работы Гвидо да Сиена: «Колесование великомученицы Екатерины» (без ангелов; створки – Национальная пинакотека, Сиена; средник с образом Богоматери на престоле – Галерея Академии, Флоренция). В первой половине XIV в. в станковой живописи Италии находит отражение неизвестное в Византии предание об обращении Екатерины в христианство и её обручении Христу, этим событиям посвящены четыре из 12 сцен на алтарном образе (около 1330 г.) Донато и Грегорио д'Ареццо (Музей Гетти, Лос-Анджелес). Хотя образ Екатерины был очень популярен в искусстве поствизантийской эпохи, житийные циклы святой, относящиеся к этому времени, исчисляются единицами. Наиболее ранним из них является критская икона второй половины XV в. из Византийского музея в Афинах c двумя сценами – как полагают исследователи, фрагмент житийного образа с подробным циклом.

 



 
PR-CY.ru