ЕКАТЕРИНА - Страница 16

Варианты композиции «Моление великомученицы Екатерины перед Спасителем» встречаются в шитье и в иконописи (в XVI в. преимущественно в памятниках Великого Новгорода и Пскова); среди наиболее ранних: «Усекновение главы великомученицы Екатерины, с Житием» (1530–1540 гг., Великий Новгород, собрание Михаила Евгеньевича Елизаветина); шитая пелена с клеймами жития из Хутынского монастыря (первая треть XVI в., Новгородский музей-заповедник); икона первой четверти XVI в. (Москва, Третьяковская галерея); икона первой половины – середины XVII в. из Московского Кремля, икона великомученицы Екатерины (с надписью на обороте: «Моление воеводы Петра Головина, 1678» из Музея Андрея Рублёва, вторая четверть – середина XVII в., музей Андрея Рублёва); «Великомученица Екатерина, со сценами Жития», конец XVII в., Архангельский музей; «Великомученица Екатерина, с четырьмя сценами Жития», первая половина XVIII в., Русский Север, Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии – у Христа свиток; «Великомученица Екатерина» (вторая четверть XVIII в., Третьяковская галерея). На развёрнутом свитке Екатерины в большинстве случаев воспроизводится текст её молитвы к Господу, иногда читаются слова из Символа веры. В развёрнутом варианте композиции у ног Екатерины изображают коленопреклонённые фигуры (иконы 1530–1540 гг. и XVIII в. из собрания М.Е. Елизаветина). В некоторых произведениях в ответ на моление Екатерины Христос протягивает ей свиток (иконы из собрания М.Е. Елизаветина, Музей Андрея Рублёва, Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии). В XVIII в. под влиянием западноевропейских образцов, а также в связи с изменением текста Жития сложилась иконография «Обручение великомученицы Екатерины». Екатерина сидит, на коленях Богоматери Младенец Христос надевает кольцо Екатерине, что символизирует обручение святой с церковью и Христом, у её ног – орудия мучений (сломанное колесо и меч), в руках пальмовая ветвь (знак грядущей победы над смертью). Это изображение представлено на иконе мастера Василия Афанасьева Аленева, 1778 г., Великий Устюг (частное собрание) и на иконе 1780 гг., оклад 1786 г. (клеймо пробирного мастера «Н•М»), Санкт-Петербург (частное собрание). С XIX в. композиция встречается в гравюрах, лито- и хромолитографиях. Сохранился рисунок с изображением этой сцены ярославского иконописца Константина Серебрен(н)икова (первая половина XIX в., Исторический музей). Кольцо в руках у Христа с XVIII в. встречается в изображениях молящейся Екатерины: икона первой четверти XVIII в., Москва (Третьяковская галерея); икона, 1721 г. (Русский музей). В русском искусстве известно несколько икон XVII–XVIII вв., копирующих критские памятники с образом сидящей Екатерины («тип Палладаса»), например, икона из Русского музея (ошибочно опубликованная как средиземноморский памятник в книге: «Синай, Византия, Русь». 2000 г.); иконы (некоторые работы мастеров Оружейной палаты) в собраниях Музеев Ватикана, Галереи Академии во Флоренции, Музея икон во Франкфурте-на-Майне.

 



 
PR-CY.ru