ЕКАТЕРИНА - Страница 17

Широкое распространение почитания Екатерины отражает появление её деревянных скульптур: «Великомученица Екатерина», Подвинье, XVII в. (Архангельский музей); «Святая Параскева Пятница, с предстоящими великомученицами Екатериной и Варварой», XVII–XIX вв. из села Ныроб (Пермская художественная галерея); «Великомученица Екатерина», XVIII в. (собрание Вячеслава Михайловича Момота). В XVIII в. прославление Екатерины как небесной покровительницы двух царствующих императриц и дома Романовых способствовало расширению её почитания и созданию изображений Екатерины на иконах, в храмовых декорациях, в шитье, в прикладном искусстве. Образы Екатерины создавались для новых храмов Санкт-Петербурга и для частных лиц. Распространению изображений Екатерины способствовало её почитание как покровительницы наук. Облик Екатерины и атрибуты святой в произведениях этого времени восходят к западноевропейским образцам. Одежды Екатерины покрыты крупным растительным орнаментом, на распущенных волосах святой – венец в виде барочной короны: икона Алексея Андреева (1719 г., Москва, Музей истории религий); «Великомученица Екатерина», мастер Григорий Попов (1743 г., Архангельский музей). На иконе Григория Агапова (1726 г., Романов?) Екатерина представлена с крестом в правой руке и с цветком в левой, сошедший к ней ангел венчает её главу, у ног святой изображено колесо, внизу, на фоне, – сцена перенесения двумя ангелами мощей Екатерины на Синайскую гору. Как дева с распущенными волосами и в короне Екатерина представлена на стихаре XVIII в. русской работы (монастырь великомученицы Екатерины на Синае); как юная царица с распущенными волосами и в венце, с большим крестом в левой руке – на иконе «Великомученица Екатерина» в шитом окладе (конец XIX – начало XX вв., мастерская Новотихвинского монастыря, Екатеринбургский музей); на иконе «Преподобный Григорий и великомученица Екатерина. Избранные святые» (середина XIX в., собрание Евгения Вадимовича Ройзмана); с раскрытым свитком в руке – образ «Великомученица Екатерина, с избранными святыми на полях» (XIX в., частное собрание, Екатеринбург); как царица – в плате, украшенном жемчугами и каменьями, с красной накидкой на горностаевом меху, с ветвью, мечом и сломанным колесом у ног на иконе «Великомученица Екатерина» (Екатеринбург, до 1923 г., Екатеринбургский музей). С кольцом и мечом Екатерина изображена на иконе Алексея Колмогорова (?) «Великомученица Екатерина» (около 1778 г., Вологодский музей). Судя по обилию Екатерининских престолов в разных храмах (в том числе домовых) традиция изображения Екатерины в синодальный период была весьма развитой, но о ней в настоящее время исследователям известно мало.

 



 
PR-CY.ru