ЕКАТЕРИНА - Страница 18

С XVIII в. дошло много образов Екатерины, созданных в академической манере живописи: в иконостасе Большого собора Зимнего дворца (икона 1762 г., Государственный Эрмитаж), в Исаакиевском соборе, других храмах Санкт-Петербурга, в церквах его пригородных дворцов, в храмах провинциальных городов (иконы Ивана Яковлевича Вишнякова, Алексея Петровича Антропова, Ивана Ивановича Бельского); «Великомученица Екатерина и пророчица Анна» (1748–1751 гг.), написанная для церкви Воскресения словущего в Аничковом дворце, Санкт-Петербург; образ «Великомученица Екатерина» (с кольцом и мечом; около 1778 г., Алексей Колмогоров (?), Вологодский музей); «Великомученица Екатерина и священномученик Ианнуарий» (конец XVIII в., из церкви великомученицы Екатерины на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, Государственный Эрмитаж). На иконах XVIII–XIX вв. традиционного письма Екатерина представлена в ранней иконографии (в царском облачении, с короной на голове и крестом): икона «Избранные святые» из коллекции Николая Паниткова (конец XVII – начало XVIII в.), образ «Избранные святые жёны (Параскева, Екатерина, Улита с сыном Кириком и Варвара) в молении пред образом Спасителя» (вторая четверть – середина XVIII в., частное собрание). В этот период изображения Екатерины часто встречаются на предметах мелкой пластики, рельефах слоновой кости, медальонах, в шитье, иконах народного письма (плакетка слоновой кости XVIII в., Государственный Эрмитаж), финифть (вторая половина XVIII в., Государственный Эрмитаж). В связи с её почитанием как покровительницы при исходе души и помощницы в трудных родах её иконы находились во многих семьях. На образе «Богоматерь с праздниками и избранными святыми» из Деисуса (вторая половина XIX в., Верхотурский уезд Пермской губернии, частное собрание, Екатеринбург; надпись: «Мученица Екатерина освобождение жён от трудного рождения»). Циклы Жития Екатерины в искусстве православного мира встречаются сравнительно редко и, в основном, принадлежат к эпохе позднего Средневековья и Нового времени; среди них преобладают русские памятники, выделяющиеся не только количеством, но и расширенным составом сцен. Начальный этап формирования житийной иконографии Екатерины относится ещё к средневизантийскому периоду, совпадая с появлением её первых изображений. В лицевых Минологиях и Псалтирях XI в. появляются отдельные сцены, демонстрирующие мудрость и стойкость святой в исповедании христианской веры: усекновение главы и сожжение обращённых Екатериной философов на миниатюре Минология Василия II (976–1025 гг.); спор с философами на миниатюре Феодоровской Псалтири 1066 г.; усекновение главы Екатерины и великомученика Меркурия на иконе Минология на ноябрь второй половины XI в. (монастырь великомученицы Екатерины на Синае).

 



 
PR-CY.ru