ЕКАТЕРИНА - Страница 19

Первым и уникальным для византийского искусства полным циклом Жития мученицы является образ раннего XIII в. из монастыря великомученицы Екатерины на Синае. Это произведение, которое, по мнению Курта Вайцмана и Нэнси Паттерсон-Шевченко, изначально находилось у гробницы мученицы в алтаре синайской базилики, входит в группу сохранившихся в монастыре ранних житийных икон, где, как правило, изображены наиболее почитавшиеся в этой обители святые. Поэтому у исследователей есть основания полагать, что житийный цикл Екатерины сложился именно на Синае, где было особо развито почитание мученицы, и что сохранившаяся икона является одним из первых, если не самым первым произведением такого рода. Средник синайской иконы окружён 12 клеймами, которые следуют тексту Жития, написанного Симеоном Метафрастом (по мнению В.А. Меняйло, Афанасием Тахиграфом); изображения сопровождаются лаконичными надписями, где действующие лица упомянуты без имён («святая» («святые»), «царь», «деспина», т.е. царица). Цикл открывается сценой явления ангела Екатерине, которая, по мнению исследователей, ошибочно истолкована как благословение Екатерины на исповедание христианства, тогда как в Житии явление архангела Михаила предшествует спору мученицы с философами. Далее на верхнем поле изображены обличение царя (императора Максенция) за приношение жертвы в храме и препровождение Екатерины к царю или в темницу. Правое поле отведено сценам с философами (спор святой с «риторами» в присутствии царя, поклонение «риторов» Екатерине, их сожжение). Клейма левого и нижнего полей иллюстрируют житийные эпизоды, рассказывающие о мучениях святой (бичевание, допрос царём в присутствии епарха, посоветовавшего подвергнуть Екатерину колесованию, от которого святую избавляет ангел), об обращении в христианство царицы Августы (Августа в темнице поклоняется Екатерине, заступается за неё перед императором) и о казни обеих мучениц (их усечение мечом показано в одном клейме, в Житии казни Августы и Екатерины описаны раздельно). Несмотря на синайское происхождение иконы, здесь отсутствует сцена перенесения ангелами тела Екатерины на гору Синай. Подражание иконографии и стилю византийских произведений, характерное для искусства Италии XIII в., почитание святынь горы Синай на католическом Западе, где большую популярность имела книга «Золотая легенда» Иакова из Варацце, содержащая Житие Екатерины, способствовали распространению житийной иконографии мученицы в Италии. Ранним примером цикла Жития Екатерины служит алтарный образ 1250–1260 гг. (конец XIII в.) из пизанской церкви Сан-Сильвестро (Национальный музей Сан-Маттео, Пиза; изначально был в доминиканском храме великомученицы Екатерины).

 



 
PR-CY.ru