ДЕГА Эдгар - Страница 11

Оценивать работы Дега более поздних лет исследователям непросто. Дело в том, что где-то в 1886 г. он перестал пользоваться записными книжками, а именно из них исследователи почерпнули немало информации о ранних периодах его творчества. Начиная с 1890 гг., произведения Дега несут на себе отпечаток стареющего человека, чьё тело, душа, моральный дух подверглись в последние двадцать семь лет жизни тяжким испытаниям. Остроумие и юмор сменились более серьёзным тоном, творческая продуктивность постепенно снижалась из-за надвигавшейся слепоты. Исследователи отмечали, что в работах этого периода Дега сполна отдал дань абстрактным элементам своего искусства. Возросла интенсивность цвета, а линия стала более энергичной и приобрела большую экспрессивность. Хотя пространство (как и раньше) оставалось театральным (нереальным) или неопределённым, фигуры (теперь это были в основном купальщицы) тоже не пощадило время, они не без усилий справляются со своими ослабевшими телами. И тем не менее, в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. Часто эти поздние работы исследователи интерпретируют как всего лишь результат старческих недугов художника, угнетённого прогрессирующей слепотой, ставшего нетерпимым, страдавшего от меланхолии и одиночества, превратившегося в антисемита под влиянием дела Дрейфуса. Да, всё, сказанное выше, правда, но правда и в том, что Дега не утратил гибкости ума, оставался яркой противоречивой личностью, искал новые пути в искусстве. К 1882 г. у художника начинает резко ухудшаться зрение, и Дега начал обращаться к пастельной технике, а затем и к скульптуре. Фигуры, изображённые на его поздних полотнах, всегда укрупнены так, словно художник рассматривает их с очень близкого расстояния. Эдгар Дега был практически универсальным художником не только в плане жанров, но и в плане техники, в которой он выполнял свои работы. Постепенно он почти полностью переходит от масла к пастели, поскольку эта техника позволяла ему ощущать непосредственную близость к поверхности картины и позволяла меньше напрягать зрение. Но пастель сыпется с картины, её надо закреплять специальным раствором, а в результате краски темнеют. Поэтому в итоге Дега изобрёл свой способ сделать масло по характеристикам близким к пастели, и стал писать маслом в технике пастели. Лепить маленькие восковые скульптуры он начал в конце 1860 гг., и, по мере того как ухудшалось его зрение, художник всё больше внимания уделял именно этому жанру. Темы скульптур Дега повторяли темы его картин – танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. Эти работы он лепил для себя, они заменяли ему этюды, и лишь немногие скульптуры доводил до конца.

 



 
PR-CY.ru