ДЕГА Эдгар - Страница 10

Американский историк искусства Джордж Хеард Гамильтон писал об этих работах Дега: «Колорит его картин был последним и величайшим даром художника современному искусству. Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». Техника пастели позволяла Эдгару Дега яснее проявить свой талант рисовальщика, свою любовь к выразительной линии. В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы. Всматриваясь в его пастели, с особенной ясностью осознаёшь сущность новых завоеваний живописи. Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния, из струящегося потока радужных «элементарных частиц», из вихря перекрещивающихся «силовых» линий. Всё здесь полно осмысленного движения. Бег линий рождает форму, из вихря красочных штрихов рождается цвет. Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца. Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина) написана масляными красками; остальные выполнены пастелью. За всю свою жизнь Эдгар Дега создал огромное количество подготовительных набросков и законченных произведений. Его графические работы могут служить свидетельством творческого роста, который прошёл художник, они наглядно демонстрируют, как мастер составлял пастельные композиции с изображением танцевальных сцен из отдельных набросков, движений и поз. В этих работах колористический подход автора гораздо смелее, чем в его живописных произведениях. В них он использовал цвет свободно и хлёстко. К концу 1880 гг. Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». Он был практичным и умел распорядиться своим влиянием, постоянно контактировал со многими художниками, и такая активность начинала раздражать некоторых из его коллег. Как лишнее доказательство того, что он уверен в своём таланте и спокоен за свою позицию, Дега замыкается в узком кругу близких друзей, выставляется лишь в немногих избранных публичных местах, что вызывает интерес к нему со стороны респектабельных художественных журналов Парижа. Растёт продуктивность Дега, количество законченных работ, предназначенных для продажи; одновременно он тщательно планирует с группой надёжных торговцев свою стратегию на торгах. Самым видным из них был коллекционер Поль Дюран-Рюэль (1831–1922 гг.), с которым Дега познакомился в начале 1870 гг. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл, и остальными своими произведениями. Первые, прежде всего, характеризовались высокой степенью отделки, вторые были явно более авангардными. Несколько из них оказались в галерее Тео ван Гога (брата Винсента). Хотя Дега всё дальше уходил от той видной и активной роли, которую он играл в общине парижских художников, его влияние на молодое поколение возрастало. Дега никогда не имел учеников, но многие художники (например, Поль Гоген, Жорж Сера, Анри Тулуз-Лотрек) признавали его влияние на своё искусство.

 



 
PR-CY.ru