ДЕГА Эдгар - Страница 14

Используя их экспрессивный потенциал для изображения современного ему мира оперы и кафешантанов, Дега убедился, что хрупкость этих материалов как нельзя лучше подходит для передачи мимолётных радостей исполнительского искусства. Отсутствие глубокой традиции в этой технике позволяло ему свободно использовать для основания бумагу, эластичную и податливую, которую во время работы над композицией можно было добавлять или убирать. Кроме того, для создания тональных плоскостей ему служили растушёвка и собственные пальцы. С помощью щётки и воды он наносил стёртые в порошок пигменты пастельных карандашей, чтобы получить плавные переливы красок. Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя. Критики сетовали на произвольность странных точек обзора, на срезанные формы и покатые полы на его картинах. Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма. В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу». Почти за десять лет до своей смерти Эдгар Дега практически перестал писать. Он жил один. В то время как Пьер Огюст Ренуар и Клод Моне наслаждались теплом семейного очага, Дега жил всё более одиноко в своей холостяцкой квартире, захламлённой хаотическим нагромождением роскошных и пыльных холстов, вещей и редких ковров. Смерть унесла многих его ближайших старинных приятелей, а скверный характер лишил общества немногочисленных оставшихся в живых друзей. Поэт, писатели и мыслитель Поль Валери (1871–1945 гг.), иногда заходивший навестить Дега в мастерской, оставил описание безрадостного существования почти ослепшего художника, который уже не мог писать и лишь немного рисовал углём. Однако к 80 годам он был уже признанным художником, его картины продавались по баснословным для того времени ценам. Эдгар Дега скончался в Париже в возрасте 83 лет, будучи признанным мастером и авторитетным живописцем, по праву считавшимся одним из ярчайших представителей импрессионизма, оригинальным творцом. Согласно последней воле Дега, его похороны прошли скромно, хотя проводить художника в последний путь собралось много старых друзей, среди которых были Клод Моне и Жан-Луи Форен (1852–1931 гг.). Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придётся сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». В честь Эдгара Дега назван кратер на Меркурии.



 
PR-CY.ru