ДЕГА Эдгар - Страница 12

Со временем Дега всё чаще и чаще обращается к скульптуре, поскольку здесь он может больше полагаться на осязание, чем на почти утраченное зрение. Сам Дега металлом и камнем не занимался: он делал только скульптуры из мягких материалов исключительно для себя. В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Эдгар Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. Поддержанный приятелем-скульптором Бартоломе, Дега создал большое количество восковых и глиняных фигур танцовщиков и лошадей. Он ценил воск за его изменяемость. Друзья, посещавшие мастерскую художника, иногда находили на месте скульптуры восковой шар: по-видимому, Дега посчитал своё произведение неудачным. Ни одну из этих скульптур (за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы») Дега никогда не выставлял. После его смерти в мастерской нашли около 70 сохранившихся работ, и наследники художника перевели их в бронзу (сам Дега никогда не работал с бронзой). Первые образцы этих скульптур появились в 1921 г. Много лет считалось, что сами восковые скульптуры, с которых делали отливки, не могли сохраниться, однако они были обнаружены в подвале в 1954 г. (как выяснилось, для отливки были использованы специально сделанные дубликаты). В следующем году все восковые скульптуры Дега были куплены американским коллекционером Полем Меллоном, который, подарив небольшую часть работ Лувру, до сих пор остаётся владельцем большинства из них. С каждой восковой скульптуры было сделано примерно 20–25 отливок (таким образом, общее количество копий составляет около 1500). Некоторые из них можно увидеть в крупных музеях по всему миру, а кое-где (например, в Глипотеке Ню Карлсберг, Копенгаген) имеется их полный набор. Рисунок был краеугольным камнем всего творчества Эдгара Дега. Художник упражнял руку, работая в традициях Энгра, одного из самых выдающихся рисовальщиков в истории европейского искусства. Дега помогала феноменальная зрительная память и врождённое чувство пластики линии и контура; он был рождён для рисунка. В своих ранних рисунках Дега добивался потрясающей точности и натурализма, часто используя для этого карандаш. Однако в 1870 гг. манера художника стала более свободной и плавной (в это время Дега почти полностью отказался от карандаша и перешёл на белый мел и чёрный уголь). Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». Дега использовал и другую технику письма и очень часто комбинировал разные материалы в рамках одной работы.

 



 
PR-CY.ru