БРАТОТВОРЕНИЕ - Страница 5

В Мирском Потребнике патриарха Иоасафа первый стих Пс. 132 поётся в качестве прокимна (на четвёртый глас) перед чтением Апостола, а также вместе с Пс. 79:2 – при целовании Евангелия. В некоторых Евхологиях в чин братотворения входит вся глава 17 Евангелия от Иоанна, содержащая молитву Господа об учениках («да будут вси едино»). Иногда чтениями являются 1 Кор. 13:4–10 и Ин. 15:17–16:2, иногда – 1 Кор. 12:27–13:8 и Ин. 17:18–26, иногда (согласно московскому Потребнику 1639 г.) – Рим. 8:28–39 и Ин. 17:1–13. В этих чтениях говорится о жертвенной любви, которая превосходит все духовные дары и подвиги, о Христе как «первородном между многими братиями» и о единстве церкви («вы – тело Христово, а порознь – члены»). В современных литургических книгах православной церкви чин братотворения не печатается. Уже в печатных венецианских греческих Евхологиях XVI в. издатели прибавляли комментарий: «Хотя это последование по церковным и царским законам не дозволено совершать, но мы его печатаем, так как оно находится во многих книгах». О недолжном использовании обряда свидетельствуют два неопубликованных постановления Константинопольского патриарха Афанасия I (1289–1293, 1303–1309 гг.), в которых братотворение характеризуется как источник безнравственности. Известны также два славянских рукописных сборника канонов XVI–XVII вв., из которых исследователям становится ясно, что одной из причин запрета было проникновение в христианский обряд языческих обычаев (за «побратимство с турчанином или с христианином», при котором совершается испитие крови друг друга, положено лишать причащения на пять лет). Однако, несмотря на все канонические запреты, случаи совершения братотворения иногда встречаются, особенно в Балканских странах, где обычай побратимства приобрёл национальную окраску и был связан с противостоянием османскому владычеству. Более того, в славянских рукописях из Загребской библиотеки (XVIII в.) встречается его апология – «Слово како сътвори Господь побратимство». В современной русской практике чин братотворения неизвестен. В середине 1990 гг. этот чин оказался в центре скандала, возникшего из-за тенденциозной книги американского медиевиста-католика Дж. Босуэлла (умер в 1994 г. от СПИДа), который пытался доказать, что в Средние века братотворение служило легальным прикрытием мужеложства. На основании этого тезиса представители сексуальных меньшинств стали использовать чин братотворения при заключении однополых браков, что является кощунством и вызывает протесты верующих. Несмотря на внешнее сходство с чином венчания (побратимы держатся за руки, священник обводит их вокруг аналоя, поётся тот же тропарь, что и на венчание, в конце бывает причащение Святых Таин), такое понимание братотворения не соответствует его действительному содержанию и входит в противоречие не только с библейскими заповедями, но и со всеми церковными и гражданскими постановлениями византийской эпохи в отношении мужеложства (смертная казнь по светским законам, длительные сроки покаяния по церковным). В связи с изменением культурной ситуации чин братотворения в настоящее время, скорее всего, будет неадекватно воспринят обществом, поэтому возврат к его духовному пониманию и введение его в литургическую практику вряд ли возможны.



 
PR-CY.ru