БРАТОТВОРЕНИЕ - Страница 4

Древнейшие Евхологии не описывают подробно порядок братотворения и содержат лишь заглавие чина и, возможно, указание на главопреклонение перед одной из молитв. Сначала священник произносит ектению, в которой присутствуют прошения «даровати им целомудрие и любовь нелицемерну», «О даре преждесвященнем честнаго Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа». После первой молитвы читается Евангелие, затем произносится ектения и следует другая молитва, далее – лобзание мира и литургия Преждеосвящённых Даров. Окончание, видимо, отражает некоторые национальные особенности: после причащения священник берёт «старейшего» из побратимов за руку, а тот – своего нового брата, и они, держась за руки, с пением стиха Пс. 79:15 идут «на обед» (ср. в русских былинах: один из побратимов всегда считается старшим, хотя оба принимают обет взаимного послушания (например, «Бой Добрыни с Ильёй Муромцем»), а в летописях упоминаются братские пиры – братчины). В греческих Евхологиях с XIII в. отмечается усложнение ритуала: один из участников кладёт руку на Евангелие, второй – свою руку поверх его, иерей знаменует их крестом, а после отпуста братья целуют Евангелие и друг друга (иногда побратимы держат друг друга за руки, а иерей с крестом в руках трижды читает Пс. 132). С XIII в. в Евхологиях помещаются уже полноценные последования, которые обычно начинаются с возгласа «Благословенно Царство» или «Благословен Бог» и включают в свой состав ектению и три молитвы. В поздних рукописях чин открывается обычным началом, далее следуют тропарь или кондак дня, молитва, чтения из Апостола и Евангелия, другая молитва, ектения (содержащая прошения о совершенной любви, «неразлучном житии», целомудрии, соединении в духовное братство, познании апостольского единства, о том, чтобы побратимы сподобились «славы честным Крестом»), главопреклонная молитва и в конце – «Помилуй нас, Боже», «Ещё молимся», «Господи, помилуй», «Честнейшую Херувим» и отпуст. В некоторых Евлогиях приводится чин братотворения для трёх человек. В этом случае первый из побратимов кладёт руку на Евангелие, второй свою сверху, потом третий, иерей же опоясывает их, а в ходе службы они держат зажжённые свечи. После тропаря святого и дня дважды поётся тропарь пятого гласа. Из заключительных слов следует, что этот чин совершается отдельно от литургии. В том случае, когда братский союз заключается на литургии, в ектению после чтения Евангелия и при отпусте делаются соответствующие вставки. В ряде рукописей указано причащение побратимов Преждеосвящёнными Дарами. Согласно рубрике в Мирском Потребнике патриарха Иоасафа 1639 г., причащение совершается по усмотрению священника, если он сочтёт побратимов готовыми. По русскому Требнику, вступающие в союз не только кладут руки на Евангелие, но священник связывает их одним поясом и после причащения обводит вокруг аналоя с пением избранных стихов (Пс. 79:15; 111:1; 132:3), то же встречается иногда и в греческих Евхологиях.

 



 
PR-CY.ru