БРАТОТВОРЕНИЕ - Страница 2

Тем не менее, даже по римскому праву составитель завещания мог включить в него под именем брата любого человека, к которому питал «братскую любовь» (fraterna caritas), что, видимо, практиковалось и в византийскую эпоху, т.к. по церковным канонам духовное родство любого рода (крёстный отец и крестник, духовник и его чада), подобно гражданскому приёмному родству (adoptio, adrogatio), стало рассматриваться как препятствие для брака, а вступившие в духовный союз – как родственники первой степени (правило 53–54 шестого Вселенского собора). В послеиконоборческую эпоху государственное и церковное законодательства всё больше смешиваются. При императоре Льве VI (886–912 гг.) становится общеобязательным церковное благословение брака, как единственно легальный вводится церковный чин усыновления («детотворения»). По-видимому, воцерковление традиционного побратимства началось несколько раньше, потому что запрет на совершение чина братотворения монахами как влекущего за собой серьёзные правовые и экономические следствия, несовместимые с монашеским отречением от мира, встречается уже в сочинениях Феодора Студита. В странах Восточного Средиземноморья, по крайней мере, с эпохи эллинизма слово «брат» являлось также сакральным именем соправителя или приближённых монарха. В Римской империи «братьями» именовались тетрархи (два Августа и два Цезаря), которые не были кровными родственниками. В византийскую эпоху к этим традиционным титулам стали прилагать определение «духовный» («spiritualis»), заимствованное из церковной практики. В то же время источники сообщают о братских союзах, которые заключались в церкви византийскими императорами (Михаил III, Василий I и др.). Кроме того, с древности под видом побратимства заключались военно-политические или династические союзы (fraternitatis foedus) с соседними племенами и народами, а равные по положению правители именовались «братьями», так называемое братство князей (fraternitas regum). Этот обычай был известен и на Руси. В частности, митрополит Иона в 1450 г. благословил братский союз польского короля Казимира IV с  великим князем Василием Васильевичем. В античности братский союз заключался в форме клятвы и обычно скреплялся ритуальным смешением крови (возможно, даже её испитием), обменом именами, оружием, одеждой, что нашло отражение и в христианском обычае обмена нательными крестами. В I–III вв., когда все христиане назывались братьями, а церковь – братством, вступление в которое совершалось через крещение, необходимости в особом чине братотворения действительно ещё не было. Христианизация империи привела к тому, что в литургическую жизнь церкви стали включаться существовавшие социальные отношения. Лица, желавшие заключить братский союз, вместо языческих клятв стали прибегать к священническому благословению, которое подкреплялось совместным причащением Святых Даров. Со временем для этих целей были составлены специальные молитвы и целые последования, включавшие ектении, чтения из Священного Писания, песнопения и сложный ритуал.

 



 
PR-CY.ru