БРАТОТВОРЕНИЕ - Страница 3

По рукописям греческого Евлогия известен целый ряд молитв на братотворение: 1) «Господи Боже наш, даровавший нам все ко спасению», 2) «Владыко, Господи Боже наш, лик святых Своих апостолов собравший в одно стадо», 3) «Господи Боже наш, любви Насадитель», 4) « Господи Боже Вседержителю, сотворивший человека по образу Твоему», 5) «Владыко, Господи Боже наш, Кто всё на пользу», 6) «Господи Боже наш, прославляемый в совете святых», 7) «Господи Боже наш, собравший святых Своих апостолов на облаках», 8) «Господи Боже наш, Своим по плоти домостроительством удостоивший Иакова и Иоанна, сынов Зеведеевых, быть братьями», 9) «Господи Боже наш, в вышних живущий», 10) «Господи Боже наш, называющий через Своё неведомое смотрение нареченными братьями», 11) «Господи Боже наш, скорое слышание» (древнейшими молитвами, видимо, являются первая и четвёртая, т.к. чин братотворения сводится только к одной из них в отражающих доиконоборческую практику рукописях). В Евхологиях, отражающих константинопольскую традицию XI в., основой чина братотворения служит первая молитва, к которой прибавлены вторая и третья. В Евхологиях, отражающих периферийную (палестинскую и южноитальянскую) практику X–XII вв., основой последования, как правило, служит четвёртая молитва; к ней могут прибавляться пятая и шестая молитвы. В глаголическом Евхологии (X–XI вв.) приведены, с одной стороны, молитвы константинопольской традиции (первая и третья), с другой – четвёртая молитва; соединение первой и четвёртой молитв исследователи наблюдают и в ряде греческих рукописей XV в., где к этим молитвам добавлены ещё седьмая и восьмая (однако в Евхологии XIII в. чин братотворения содержит только первую и восьмую молитвы). Молитвы девять–двенадцать встречаются в рукописях редко, как правило, в комбинации с характерными для периферийных Евхологиев четвёртой и шестой молитвами. В славянских Требниках встречается набор молитв, характерный для чистой константинопольской традиции (первая и вторая молитвы, конец XIV – XV вв.), и смешанный тип (первая, третья и четвёртая XIV–XV вв.; первая, вторая и четвёртая, начало XVI в.). В русских печатных дореформенных Потребниках московских изданий 1625, 1633, 1636, 1639, 1651 гг. чин братотворения содержит первую, вторую и четвёртую молитвы (в издании 1639 г. присутствует также третья). Во всех молитвах испрашивается укрепление братской любви. Например, в первой молитве говорится о «возлюбивших друг друга любовию духовною», которые пришли в храм за благословением, чтобы имели «веру непорочну и любовь нелицемерну». В четвёртой вспоминаются апостолы Пётр и Павел, Филипп и Варфоломей, мученики Сергий и Вакх, ставшие братьями не по крови, но по вере и любви. В других молитвах содержатся прошения о даровании любви и единомыслия вступающим в братский союз. Большое разнообразие молитв на братотворение может свидетельствовать как о нестабильности чина, так и о его широком распространении.

 



 
PR-CY.ru