БРАТОТВОРЕНИЕ

БРАТОТВОРЕНИЕ – средневековый обряд церковного благословения двух христиан, не состоящих в кровном родстве, но стремящихся к тесному духовному общению и братской взаимопомощи в мирских делах. Появился в результате синтеза древнего обычая побратимства, известного у многих народов, и христианской практики вступления в «духовное родство», возникшей ещё в первые века в связи с таинством крещения как нового рождения свыше и восприятием церковной общины как новой семьи, а других верующих – как самых близких родственников (Ин. 3:3–5; Мф. 12:48–49; Мк. 3:34; Лк. 8:21). На первый взгляд, чин братотворения кажется излишним: все христиане, безусловно, являются братьями друг другу как дети Отца Небесного (Мф. 23:8–9; 1 Петр. 2:17; Рим. 8:11–17, 19). Сам Христос, по словам апостола Павла, «первородный между многими братьями» (Рим. 8:29), не стыдится называть этим именем верующих в Него (Евр. 2:11–12; ср. Мф. 12:47–49; 23:8; Ин. 20:17). Однако истинное согласие и дружба возможны лишь между людьми, «имеющими одинаковые добродетели и намерения». Любовь необходимо оказывать всем, даже врагам (Мф. 5:44), но сердечное расположение возможно лишь к немногим. Поэтому в православной аскетике братская любовь стала рассматриваться как ступень, необходимая для достижения совершенной любви. Братотворение имело и практическое значение, ведь «двоим лучше, нежели одному... если упадёт один, то другой поднимет товарища своего» (Еккл. 4:9). В разные эпохи христиане являли примеры истинного «нелицемерного братолюбия» (1 Петр. 1:22; Рим. 12:10; Евр. 13:1): прежде всего, сами апостолы, которые были отправлены Христом на проповедь по двое (Мк. 6:7; Лк. 10:1), а затем прославляемые церковью двоицы мучеников (Сергий и Вакх, Кир и Иоанн, Косма и Дамиан); по мнению Иеронима Стридонского, потому что «любовь не пребывает с одним». Независимо от религиозных верований у разных народов всегда имели большое значение и часто ставились выше кровнородственных связей особые формы ритуального родства: кумовство, «соотцовство», «названое братство» (например, черногорские «задруги», куначество на Кавказе и т.п.), которые играли важную роль в сохранении рода и наследовании имущества. Церковное каноническое право, формировавшееся в эпоху господства римского права, восприняло и его двойственное отношение к побратимству. С одной стороны, из-за широкого распространения этого обычая в восточных провинциях Римской империи наследование через побратимство признавалось у иностранцев (apud peregrinos), но для римских граждан законным считалось лишь усыновление (в основном, по мужской линии). Характерно, что в римских литургических книгах молитвы на братотворение не встречаются, хотя обычай побратимства был известен. Негативное отношение к нему перешло и в византийское законодательство: «Побратимство не законно: ибо усыновление мы придумали ради наследия имущества, «понеже иногда прилучается нам не имети чад», а для побратимства нет ни одного благословного предлога».

 



 
PR-CY.ru