БАКУНИН Михаил Александрович - Страница 5

В 1871 г. Бакунин принял участие в попытке организации лионской революционной коммуны, причём ему опять приходилось поступаться своими основными взглядами в сторону революционного якобинизма. В 1872 г., на гаагском съезде Интернационала, был заслушан подробный доклад Николая Исааковича Утина (1841–1883 гг.), обвинявший Бакунина в устройстве организаций, не согласных с основными принципами союза, и в участии в безнравственных революционных предприятиях Сергея Нечаева. Бакунин был исключён из Интернационала незначительным большинством голосов, что вызвало крупные несогласия, которые привели в том же году к распадению союза. На стороне Бакунина оказались все южные секции Интернационала и большинство революционных рабочих организаций в романских странах Европы. Известно также, что Михаил Бакунин состоял в масонских ложах. В 1872–1876 гг. он жил в Лугано и Локарно, находился в большой нужде, хотя один из его итальянских последователей (Карло Кафиеро) купил для него небольшую виллу, а его братья выделили ему к этому времени часть наследственного имущества. Бакунин в это время занимался, главным образом, организацией различных революционных попыток в Италии и изложением своих взглядов в ряде сочинений, из которых ни одно не было вполне закончено. Самое значительное из его сочинений было издано в 1874 г. отдельной книгой, которая называлась «Государственность и анархия. Борьба двух партий в интернациональном обществе рабочих». В этой книге Бакунин утверждал, что в современном мире есть два главных, борющихся между собой течения: государственное (реакционное) и социал-революционное. К первому он причислял всех защитников государственности, всё равно, будь то приверженцы самодержавия, конституционной монархии, буржуазно-демократической республики или даже социал-демократы-марксисты. Самым сильным и грозным организатором современного государства он считал Отто Бисмарка (1815–1898 гг.), а в число его пособников зачислял и Карла Маркса с его последователями. Бакунин утверждал в своей работе, что самая способная к развитию государственности раса – немцы, которых он считал почти поголовно пангерманистами. Он пытался доказать, что борьба с пангерманизмом является главной задачей для всех народностей славянского и романского племени, но успешно бороться с пангерманизмом невозможно путём создания политических противовесов ему в виде какого-нибудь великого всеславянского государства, т.к. на этом пути немцы, благодаря их государственным талантам и природной способности к политической дисциплине, всегда возьмут верх. Для доказательства и иллюстрации этого положения Бакунин делает обзор всех событий новейшей европейской истории и подвергает довольно тонкому, хотя и одностороннему анализу все политические отношения современной ему Европы. Единственной силой, способной бороться с поработительными тенденциями пангерманизма, он считал социальную революцию, главной задачей которой признавал разрушение исторических централизованных государств, с заменой их свободной, не признающей писаного закона, федерацией общин, организованных по коммунистическому принципу («Neue gesetzlose und darum freie Welt»). Бакунин считал люмпен-пролетариат (т.е. те некультурные рабочие массы, которые германским социал-демократам представлялись одним из тормозов организованного рабочего движения) главной движущей силой своих идей, а главным способом пропаганды среди этих масс он считал систему постоянных мелких восстаний и бунтов, аграрных волнений и т.п., называя это пропагандой фактами (par le fait). В последние годы своей жизни он лично сделал попытку организации такого движения в северной Италии, для чего предпринял особую экспедицию в Болонью, кончившуюся полной неудачей, причём он сам спасся от итальянских жандармов в возе сена. Неудача этой экспедиции сильно подействовала на Бакунина, показав ему невозможность сколько-нибудь успешного действия при помощи неподготовленных и неорганизованных некультурных народных масс. В последние годы он стал, по-видимому, приходить к признанию неизбежности переходных форм. Хотя после разрыва с Нечаевым сам Бакунин не принимал непосредственного участия в русском революционном движении, однако его идеи среди русских революционеров начала 1870 гг. получили большое распространение, и в сфере революционного народничества бакунисты являлись одной из самых многочисленных групп. Умер Михаил Александрович Бакунин в Берне (Швейцария), в больнице для чернорабочих, куда он был помещён по его настоянию. В Берн он приехал из Лугано за несколько недель до смерти и прямо сказал своим друзьям Фогтам, к которым явился, что приехал умирать. За неделю до смерти он перестал есть и пить. В ответ на предложение выпить чашку бульона, сказал: «Подумайте, что вы делаете со мной, заставляя меня его пить; я знаю, чего хочу». Но от гречневой каши не отказался: «Каша – это другое дело». Это были его последние слова. Михаил Александрович Бакунин похоронен в Берне, и над его могилой Фогтами был поставлен надгробный камень.



 
PR-CY.ru