БРАТСТВА ПРАВОСЛАВНЫЕ - Страница 15

Приходские и епархиальные союзы  равославных мирян и духовенства, призванные способствовать оживлению приходской жизни, участвовать в восстановлении храмов и монастырей, вести издательскую, духовно-просветительскую и благотворительную работу, начали возрождаться в СССР после Поместного собора 1988 г. В октябре 1990 г. по благословению патриарха Алексия II возник Союз православных братств, в который вошли около 50 объединений, через несколько лет в Союзе состояли около 125 братств и сестричеств из России, Украины (35), Белоруссии (2), США (3). Первым председателем Союза стал игумен Иоанн (Экономцев), которого в 1991 г. сменил игумен Кирилл (Сахаров), в последнее время союз возглавлял Л.Д. Симонович (в союзе состоят около 40 объединений). Входившие в Союз братства активно участвовали в восстановлении православных храмов, благотворительных акциях, осуществляли первые социально значимые церковные проекты, проводили акции в поддержку Сербской церкви, православия в Украине. Союз выступил инициатором канонизации императора Николая II и его семьи и в 1992 г. обратился с соответствующей просьбой к патриарху Алексию II. В январе 1991 г. по благословению патриарха Алексия II и по инициативе московских священников при Союзе были открыты Православные богословско-катехизаторские курсы, ректором которых сначала являлся священник Глеб Каледа, затем протоиерей Владимир Воробьёв; зимой 1992 г. курсы были преобразованы в Православный Свято-Тихоновский богословский институт (ПСТБИ). Часть братств, возникших в России после 1988 г., стремилась к реформированию церковной жизни. Наиболее ярким представителем этого направления в братском движении было межприходское Сретенское братство, организованное в Москве в начале 1990 гг. священником Георгием Кочетковым (печатный орган – журнал «Православная община»). Деятельность братства вызвала резкую критику со стороны большей части московского духовенства. Эта критика прозвучала и на конференции «Единство Церкви» (15–16 ноября 1994 г., Данилов монастырь в Москве), посвящённой проблемам современного «церковного модернизма». Другая часть православных братств, порицая церковный модернизм и экуменизм, подвергала критике священноначалие Русской церкви, выступала за выход Русской православной церкви из Всемирного совета церквей, «всецерковное покаяние за цареубийство», в политическом отношении – за реставрацию монархии. Радикализация и политизация отдельных братств заставила священноначалие Русской православной церкви на Архиерейском соборе 29 ноября – 2 декабря 1994 г. поднять проблему служения в церкви «различных групп мирян» – братств и сестричеств. На Соборе говорилось о необходимости их активного социального служения, одновременно члены этих сообществ предостерегались «от соблазнов уклонения как в радикальный консерватизм, так и в чрезмерно реформаторский подход к принципам устроения церковной жизни». Патриарх отметил как негативный фактор коммерциализацию некоторых православных объединений, высказал мысль о целесообразности утверждения правящими архиереями уставов православных братств и о «дальнейшем архипастырском о них попечении» и контроле. В Устав об управлении Русской православной церковью был внесён пункт, в соответствии с которым православным братствам, сестричествам и Союзу православных братств предписывалось переоформить свои уставы. После Собора в результате ужесточения контроля со стороны правящих архиереев в отношении православных братств, сестричеств и других православных объединений произошло постепенное сокращение числа этих объединений; часть мирян, болезненно воспринявших контроль со стороны епархиальных властей, отошла от активной приходской деятельности.

 



 
PR-CY.ru