БРАТСТВА ПРАВОСЛАВНЫЕ - Страница 13

В резолюции Бьервильского съезда говорилось, что РХСД, включая в свой состав студенческие христианские кружки и православные братства, «являющиеся автономными организациями», «осуществляет свои цели при духовном руководительстве пастырей и архипастырей, пользуясь, где это возможно, их указаниями». Тем не менее, наметившееся расхождение между братствами и частью русских эмигрантских общин в вопросах о братском служении, экуменизме, инославии и масонстве раскололи РХСД (в сентябре 1927 г. Белградское братство св. Серафима заявило о своем выходе из движения). По-разному понимали братское движение главы двух крупнейших зарубежных русских церковных структур. В Русской православной церкви заграницей, которую возглавил митрополит Антоний (Храповицкий), братское движение приняло преимущественно традиционные дореволюционные формы братской деятельности: издательской, благотворительной, просветительской. Другой тип представляли собой православные братства, подчинённые митрополиту Евлогию (Георгиевскому), управляющему русскими православными приходами в Западной Европе, который в 1931 г. перешёл в юрисдикцию Константинопольского патриархата. Они являлись преимущественно интеллектуальными клубами, где обсуждались богословские и церковно-общественные проблемы. Ярким примером православного союза второго типа было Парижское братство Св. Софии, созданное в августе 1924 г. по инициативе профессора А.В. Карташёва и протоиерея Сергия Булгакова, ставшего председателем союза. В братство также входили Н.О. Лосский, епископ Кассиан (Безобразов), протоиерей В.В. Зеньковский, П.И. Новгородцев, А.В. Ельчанинов, Г.В. Флоровский, Г.П. Федотов, В.В. Вейдле, Б.И.Сове, в 1930 гг. – архимандрит Киприан (Керн), Н.Н. Афанасьев. На заседаниях братства, проходивших преимущественно в Праге и Париже, обсуждались проблемы соотношения церковной и светской властей, монархического сознания в православии, отношения к католичеству, «оцерковления жизни», положения церкви в России, богословские аспекты софиологии. Братство Св. Софии было крупнейшим, но не единственным русским православным союзом в Париже. Сначала там было создано братство св. Александра Невского (1921 г., основатель – П.Е. Ковалевский), также действовало Свято-Фотиевское братство, которым в 1925–1931 гг. руководил А.В. Ставровский и куда входили В.Н. Лосский, Л.А. Успенский и др. (братство учредило Богословский институт св. Дионисия). Члены братства остались в юрисдикции Московской патриархии после перехода митрополита Евлогия в юрисдикцию Константинопольского патриархата. Существовало также Парижское Сергиевское братство, основанное иеромонахом Саввой (Струве) и издававшее «Сергиевские листки». Наиболее известным церковным союзом в РПЦЗ являлось монастырское братство преподобного Иова Почаевского в Ладомирове (Владимирове) в Чехословакии, возникшее в 1923 г., когда правительство Чехословакии позволило Сербской православной церкви вести миссионерскую деятельность в Закарпатье по обращению русинов (карпатороссов) из унии в православие. Сербская церковь пригласила для миссионерской работы живших в Югославии русских монахов-эмигрантов, новосозданные монастырь и братство возглавил архимандрит (впоследствии архиепископ) Виталий (Максименко). Главной для братства была издательская деятельность: выпускались в большом количестве брошюры, листовки, с 1928 г. выходила газета «Православная Карпатская Русь» (с 1935 г. – «Православная Русь»). 23 сентября 1940 г. Архиерейский собор РПЦЗ утвердил положение о пастырско-богословских курсах при братстве преподобного Иова (в братстве несли послушание многие будущие иерархи РПЦЗ). В 1944 г. из-за приближения советских войск к Карпатам большая часть братчиков переехала в Германию, затем в Швейцарию, наконец, в США, где в декабре 1946 г. объединилась с братией Свято-Троицкого монастыря РПЦЗ в Джорданвилле (штат Нью-Йорк). В этом монастыре братство и типография преподобного Иова Почаевского продолжили свою деятельность.

 



 
PR-CY.ru