БОГ - Страница 74

Согласно Сёрену Кьеркегору (1813–1855 гг.), вера в Бога – высшее, на что способен человек, а величайшее зло – безбожие. Но вера, по его мнению, начинается там, где прекращается мышление. Если понимание, как производное мышления, отражает отношение человека к человеку, то вера выражает собой отношение человека к божественному. Таким образом, вера в понимании Кьеркегора иррациональна, но он находит понятия, помогающая приблизиться к её сути: парадокс и абсурд. Вера является «самым великим и самым трудным из всего возможного», поскольку для её достижения требуется «заглянуть в глаза невозможности», т.е. парадоксальному, абсурдному. Кьеркегор определяет веру именно как парадокс, согласно которому «единичный индивид в качестве единичного стоит выше всеобщего». «Единичный индивид» (Enkelte) является центральным понятием его философии, а понятием, ему противостоящим, является «всеобщее». «Единичный индивид» Кьеркегора – это индивид, не просто стоящий выше всеобщего, но индивид, находящийся в абсолютном отношении к Абсолюту, т.е. нашедший Бога, вступивший на путь веры. Его становление – это становление посредством само-рефлексии, само-сознания. Мышление предваряет действие и отвечает за анализ его последствий, но к этому «до» и «после» человек каким-то образом должен прийти. Так, отчаянье, чтобы стать позитивным, т.е. открыть человеку путь к осознанию своей греховности, должно быть непременно сопряжено с рефлексией о самом себе: отчаянье должно осознавать себя, осознавать, что оно есть действие, и его напряжённость возрастает вместе с возрастанием осознания «Я». Человек ответственен за свой грех именно потому, что в его власти как сознательного существа грешить или не грешить. По-новому отношение между единичным и всеобщим пыталась сформулировать философия экзистенциализма, в частности, Карл Ясперс (1883–1969 гг.). Он считал, что единство в духе никогда не может быть вполне реализовано в тот или иной момент времени – это вечно ставящееся единство разнородного, а пространство разума есть пространство духовной борьбы, в которой человек, обретающий сам себя, отстаивает своё право быть собой. Но чем больше человек становится самим собой, тем больше борьба разрешается в диалектическое единство разумов и воль. Философская вера Ясперса – условие безграничной коммуникации и, тем самым, условие обретения подлинного самобытия экзистенции. Философская вера не может быть выражена в каких-либо догматах и вообще общезначимо. Истина веры – не то, что я знаю и могу поведать другим, но то, чем я живу, что я есть. Содержание философской веры Ясперс выражает в трёх тезисах: Бог есть (и Он есть трансценденция); существует безусловное требование; мир обладает исчезающим наличным бытием между Богом и экзистенцией (мир есть язык любви Бога). Делались попытки классифицировать эти и другие возможные доказательства бытия Бога. Поскольку атрибуты Бога бесконечны, то и количество онтологических версий может быть бесконечным. В немецкой философской литературе преимущественно принята классификация И. Канта: 1) доказательства от данных прямого опыта (явления красоты, целесообразности) – телеологические; 2) доказательства от неопределённого, возможного опыта (нечто существует, есть бывание, контингентность) – космологические; 3) доказательства от чистых понятий (от идей к бытию) – онтологические. Наиболее значительный вклад внёс Мартин Хайдеггер (1889–1978 гг.), выход книги которого «Бытие и время» в 1927 г. сделал его одним из виднейших философов Германии. Он считал, что вопрос о бытии может быть адресован только сущему. В немецком языке слова «бытие» (Sein) и «сущее» («бытийствующее», Selende) – однокоренные. Хайдеггер использует это обстоятельство для установления обосновывающего отношения между бытием и сущим. Вопрос о бытии обращается им не к любому сущему, но к такому, сама сущность которого заключается в отношении к бытию – именно таким сущим является Dasein, экзистирующий человек. Смысл бытия должен быть открыт посредством «аналитики Dasein», т.к. Dasein – источник всех возможных смыслов, в том числе и смыслов бытия. Поскольку Dasein есть свои возможности, оно может исчерпывающе реализовывать эти возможности, «выбирая себя», или, напротив, «терять себя». Отсюда два модуса экзистенции Dasein – существование «собственное» и «несобственное» (подлинное и неподлинное).

 



 
PR-CY.ru