БЕССМЕРТИЕ - Страница 26

Там, где религия (в её вероучительных или моральных кодах, в литургических или институциональных формах выражения) претендует на тождество с абсолютной истиной, она становится препятствием для самооткровения Бога и камнем преткновения для современного человека, ищущего основополагающую веру, которая предложила бы необходимое для него «мужество быть». Философская критика религии полагает, что устранение перспективы вечного существования не означает утрату нравственных начал и ценности жизни, достоинство которой создаёт не идея бессмертия души или воскресения из мёртвых, а осознание человеком своей неповторимости, своего уникального вклада в бытие и становление природы и человечества. Оригинальное толкование проблема бессмертия получила в русской философии второй половины XIX – начала XX вв. Так, в проекте «общего дела» русского религиозного мыслителя и философа-футуролога Николая Фёдоровича Фёдорова (1828/1829–1903 гг.), одного из родоначальников русского космизма, предлагалось обратить все средства, включая науку, на объединение людей в общем деле физического воскрешения всех поколений человеческого рода и превращения слепой силы природы в орудие человеческого разума для бессмертия жизни, жизни добра без зла. Фёдоров заложил основы мировоззрения, способного открыть новые пути для понимания места и роли человека во Вселенной. В отличие от многих попыток построить универсальное планетарное и космическое мировоззрение, опираясь на восточные религии и оккультные представления о мире, он считал себя глубоко верующим христианином, но полагал, что средневековое мировоззрение стало несостоятельным после переворота Николая Коперника, открывшего человеку космическую перспективу. Но главное в учении Христа – весть о грядущем телесном воскрешении, победе над «последним врагом» (смертью) – он сохранил неколебимо, выдвинув парадоксальную мысль о том, что эта победа свершится при участии творческих усилий и труда объединившегося в братскую семью Человечества. Н.Ф. Фёдоров в конце XIX в. уже предвидел то, что в конце XX в. стали называть «экологическими глобальными проблемами». Он выдвинул идею о превращении регулярной армии из орудия смерти и разрушения в орудие противостояния разрушительным стихиям природы (смерчам, ураганам, засухам, наводнениям), которые сегодня приносят каждый год многомиллиардный ущерб. Сегодняшняя наука уже в принципе способна дать средства для борьбы с этими стихиями, и главным фактором, от которого зависит решение этих проблем, является разобщённость человечества, дефицит разума и доброй воли. Однако в соответствии с христианским мировоззрением наличие стихийных бедствий, по мнению Фёдорова, свидетельствует не о разобщённости человечества, а о повреждённости человеческой природы, явившейся следствием Грехопадения. В духовных исканиях русских писателей проблема бессмертия была проблемой поиска идеала, который мог бы служить руководством отношения человека к миру, возвеличивая в качестве высшей ценности не личное благо, а благо других людей (Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский). Решение проблемы бессмертия тесно связано с пониманием смысла жизни (или его поиском) и ответственности перед неизбежностью смерти. В наш век информационных технологий появилась возможность изучать строение жизни на атомарном и генном уровнях, модулировать принципы её возникновения и смерти. Информация приобретает формы и значение новой своеобразной религии, хотя нет определения самого понятия «информация». Люди смогут скоро создавать себе подобных роботов, найдут «эликсир бессмертия», но в погоне за техническими и научными достижениями, могут забыть о своей бессмертной душе. Человек отличается от животного тем, что знает, что он – смертен. Можно сколько угодно сомневаться в бессмертии души, в её наличии, в возможности воскресения из мёртвых (рефлексия не ослабляет разум, а укрепляет его), но надо жить так, словно бессмертие души – непреложный факт, поскольку его наличие никто не смог полностью ни доказать, ни опровергнуть. Хотя бы для того, чтобы не «оскотиниться». Лит.: Бехтерев В.М. Бессмертие человеческой личности как научная проблема; А.В. Турчин. О бессмертии.



 
PR-CY.ru