БЕССМЕРТИЕ - Страница 25

Теологи XX в. ограничивались, следуя Фридриху Шлейермахеру и Альбрехту Ритчлю (1882–1889 гг.), идеей бессмертия человека как причастности к вечности, уже присутствующей в настоящем. Немецкий исследователь христианства, влиятельный представитель либеральной теологии, А. Ритчль особо выделял в христианстве два взаимообусловленных аспекта: сотериологический и религиозно-нравственный. Главная задача теологии – привести традиционную христианскую идею спасения в соответствие с миропониманием современного человека. Этому посвящены, в частности, трехтомный труд «Христианская доктрина оправдания и примирения» (1870–1874 гг.) и обзорное сочинение «Изучение христианской религии» (1875 г.). Ритчль был против манеры «метафизического», по его словам, рассуждения о библейском Боге как каком-то умозрительном абсолюте. В Боге человеку важна спасающая сила. Фундаментальное условие спасения – вера в то, что Бог есть исключительно любовь. Непонимание этого и является собственно грехом. Какой-то иной всеобщей испорченности и вины перед Богом, по его убеждению, не существует. Через жертву Иисуса Христа люди изменяют своё отношение к Богу. Ответом Бога становится надежда на спасение. Она подтверждается примером Христа, который имел человеческую природу, но полным единством своей воли с волей Бога и послушанием божественному призванию сам обрёл значимость Бога. Так и люди, уверовавшие через Христа в любовь Бога, приходят в примирение с Ним. Каждый, кто воспринимает волю Бога как свою собственную, внутренне преображается и обретает предрасположенность к добру. Мир с Богом проецируется на повседневную жизнь в добрых делах христианина. Таким образом, заключает Ритчль, религиозный акт оправдания по вере становится в то же время этическим событием. В конечном итоге, нравственная жизнь может рассматриваться как свидетельство избранности к спасению. Однако индивидуальная практика благочестия ещё не гарантирует спасительного исхода. Субъективность персонального переживания может исказить направление веры. В этой связи Ритчль без особого одобрения относился к пиетизму, который он подробно рассмотрел в трехтомном издании «История пиетизма» (1880–1886 гг.). Христианское исповедание не может быть отвлечённым от реальных условий жизни. Прежде всего, – это пребывание верующего в «братском общении церкви». Саму церковь надо видеть так, как она складывалась исторически. По мере нарастания в церковном сообществе этического начала приближается достижение Царства Божьего как нравственной цели и эсхатологической перспективы человечества. Согласно немецко-американскому теологу Паулю Тиллиху (1886–1965 гг.), все высказывания о вечной жизни носят только символический характер. При этом символ бессмертия расценивается как менее значимый, чем символы воскресения и Царства Божия. Пауль Тиллих считал, что божественный порядок Вселенной настолько абсолютен и безусловен, что мы никогда не сможем постичь его, исходя из наших собственных возможностей. Вместе с тем вера, которую он определял как «предельную захваченность тем, что нас касается безусловно», не только естественна для человека, но вообще является основой человеческого существования. П. Тиллих считал знаменательным, что современный человек охвачен тревогой, связанной, прежде всего, с виной, смертью и неосмысленностью существования. Бог дарует человеку «новое бытие», благодаря которому человек может смотреть смерти в лицо и не бояться конца. Как чадо Бога он участвует в осмысленном порядке, который Бог придал своему творению. Этот порядок может только ощущаться, а выражаться – лишь посредством символов.

 



 
PR-CY.ru