БЕССМЕРТИЕ - Страница 22

Последовательно отрицали бессмертие души французские и немецкие материалисты Поль Анри Гольбах (1723–1789 гг.), Людвиг Фейербах (1804–1872 гг.), Карл Маркс (1818–1883 гг.), Фридрих Энгельс (1820–1895 гг.), Якоб Молешотт (1822–1893 гг.), Карл Фогт (1817– 1895 гг.), Людвиг Бюхнер (1824–1899 гг.) и Эрнст Генрих Геккель (1834–1919 гг.). Философия марксизма разрабатывала представление о бессмертии как вечном кругообороте материи со всеми присущими ей атрибутами и возможностью при соответствующих условиях порождать внеземные формы разума, акцентировала внимание на понятии социального бессмертия личности как деятельности, направленной на прогрессивное развитие общества и благо всего человечества. За личное бессмертие с позиций этического теизма выступил Иоганн Готлиб Фихте (Фихте младший, 1796–1879 гг.). Дать новое обоснование бессмертия на базе натурфилософии попытался Густав Теодор Фехнер (1801–1887 гг.). Для него смерть – это прорыв из тесной низшей, жизненной сферы в высшую, более обширную сферу одушевлённого космоса, в котором отдельные души продолжают жить в расширенной телесности своих последствий земных дел, сохраняя общение друг с другом и с ещё живущими на земле. Фехнер считал, что события в материальном мире являются аспектом единой духовной субстанции. Это учение он называл Tagesansicht (дневным видением) в отличие от современного ему материализма – Nachtansicht (ночного видения). В своих трудах Фехнер неоднократно оппонировал материализму, начиная с «Книжечки о загробной жизни» («Das Büchlein vom Leben nach dem Tode», 1836) до «Дневного видения против ночного видения» («Die Tagesansicht gegenüber der Nachtansicht», 1879). Его наиболее известные работы – «Нанна, или психическая жизнь растений» («Nanna, oder des Seelenleben der Pflanzen», 1848) и «Зенд-Авеста, или явления небес и будущей жизни» («Zend-Avesta, oder über die Dinge des Himmels und des Jenseits», 1851). Последняя работа содержала программу развития психофизики, нового научного направления, которое, согласно Фехнеру, должно было разрешить проблему души и тела, установив функциональную взаимосвязь между духовным и материальным мирами. В теософии и антропософии реинкарнация стала составной частью системы. В позднем протестантизме есть направления, формально отрицающие бессмертие души (адвентисты, Свидетели Иеговы). Однако они сохраняют учение о загробном существовании праведников, воскрешаемых Богом для вечной жизни, и грешников – для суда и окончательного уничтожения. В современной философии доказательства бессмертия почти полностью отрицаются, но не всегда отвергается бессмертие как таковое. Для одного из ярких представителей философии экзистенциализма Карла Теодора Ясперса (1883–1969 гг.) бессмертие – это метафизическое обозначение существования в пограничной ситуации. С его точки зрения, человеческое бытие может осуществляться в четырёх образах: эмпирическое «Я», (Dasein – наличное бытие); сознание, которое постигает весь мир в формах предметности; дух – жизнь людей; возможная экзистенция – проявляющееся в нас чувство того, что мы питаемся из истоков, которые находятся за пределами эмпирически объективного наличного бытия, сознания вообще и духа. Экзистенция – это образ бытия в нас, образ Божий, как выразились бы философствующие теологи. Её можно только просветлить, т.е. не познать, а выявить её возможности, к примеру, возможность реализовать себя, стать личностью. В качестве экзистенции я существую, зная, что подарен себе трансценденцией, бытием. Самой важной особенностью человека является его возможность трансцендировать. Трансцендирование – это выход из предметного в непредметное, как если бы человеку была открыта тайна самого бытия. Так, для наличного бытия – это жизнь, заключённая в своём мире и удовлетворённая, без трансцендентного. Как наличное бытие, оно знает о потерях и смерти, но не затрагивается этим. Оно живет, как будто смерти и нет. Но человек не способен просто жить, он должен быть трансцендирующим, находиться на взлёте. Человек трансцендирует только как экзистенция. Трансцендирование – это и есть философствование. Философия возникает как языково-фиксированное сообщение об опыте трансцендентного и как обмен этим опытом от экзистенции к экзистенции.

 



 
PR-CY.ru