БЕССМЕРТИЕ - Страница 24

Шифром может служить любой предмет, любая мысль. Метафизические предметы проявляются в необъятном богатстве исторически сложившихся мифов, в метафизической и религиозной догматике. Орудие расшифровки не рассудок, а фантазия. Размышление о бытии – это не теория бытия, это экзистенциальное истолкование (чтение) шифров. Философия с помощью трансцендирования и чтения шифров проясняет бытие, удостоверяет нас в его существовании. Результаты трансцендирования не могут быть сообщены другим, они имеют значение лишь для философствующего. Они изменяют отношение сознания к окружающей предметности. Смысл философии заключается в том, чтобы вместо знания о предметах изменить сознание бытия, наше внутреннее отношение к вещам. Смысл философского мышления состоит в том, чтобы с помощью конечного (т.е. предметного мышления) мыслить бесконечное и беспредметное. Когда бесконечное фиксируется в конечном как конечное, возникает неистина. Тогда экзистенция и трансценденция понимаются не как знаки и шифры, а как понятия. В более поздних работах К. Ясперс для уточнения понятия трансценденции вводит понятие «объемлющее» (das Umgreifende). Объемлющее – это то, что нельзя перешагнуть и, как таковое, нельзя понять; то, из чего мы существуем; и то, что мы поэтому никогда не сможем мысленно охватить; то, что всегда, тем не менее, остаётся всеохватывающим и всегда определяющим познаваемые нами предметы. Объемлющее, во-первых, это само бытие: мир и трансценденция; во-вторых, это мы сами, как Dasein; в-третьих, это сознание вообще, дух, экзистенция и связующий их разум. Трансценденция – один из способов объемлющего и одновременно объемлющее объемлющего, «абсолютно объемлющее». Немецкий биолог, эмбриолог, виталист Ханс Дриш (1867–1941 гг.) разрабатывал новое направление витализма (учение о наличии в живых организмах нематериальной сверхъестественной силы, управляющей жизненными явлениями) – духовную проблематику. Он продолжал линию Фехнера, склоняясь к тому, что «я» после смерти вступает в надличностное существование, не угасая в нём. Ганс Дриш решительно выступал против материалистического понимания жизни. Ещё в 1908–1909 гг. он дал изложение своей системы витализма и резко обрушился на дарвинизм. Ганс Дриш утверждал, что основная задача биологии заключается в выяснении вопроса: «Зависит ли целесообразность процесса в организмах только от их определённой структуры или архитектуры, от их «машинного характера» в самом широком смысле слова, подобно тому, как целесообразны процессы в созданных рукой человека машинах; или в основе органической жизни лежит особенный вид целесообразности? Мы должны признать для жизненных явлений особенную, присущую лишь им нерасчленяемую закономерность, результатом которой и является их „целесообразность“». Этим присущим только жизненным явлениям факторам, по словам Дриша, «может быть признано лишь „интенсивное“ многообразие; выражаясь другими словами, мы можем сказать: как понятие – энтелехия многообразна, как фактор природы – целостна, нераздельна». Обозначая этот фактор термином «энтелехия», Ганс Дриш замечал, что он вполне сознаёт, как это слово в его толковании получает новое содержание. Но применение данного понятия он всё же считает уместным в силу этимологического значения слова «энтелехия», которое означает: заключать в себе цель. «Энтелехия», по его мнению, является тем фактором, благодаря которому живое становится организованным и как таковое отличается от неорганизованного, неживого. Энтелехия – причина всех формообразований, причина осуществления некоторой части возможностей в каждой клетке. Она предоставляет возможность живому управлять материей для своих целей; от неё зависит гармония между частями, т.е. целостность, единство. При этом сама «энтелехия может быть только мыслима. Воспринятыми же могут быть лишь экстенсивные результаты её деятельности».

 



 
PR-CY.ru