БЕГЛОПОПОВЦЫ - Страница 11

Последователями Павла Тульского были беглые священники, принятые им в старообрядчество через миропомазание: Димитрий, Петр Щепетев, Петр Ремизов, Борис. Преемниками Димитрия Московского старообрядческий источник называет священников Иоанна, Михаила Сергиевского и Иоанна Люцернова, который содержался в заключении в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре, затем тайно жил и отправлял требы в Саратове и Самаре, а также в других местах поселения старообрядцев. Преемником Михаила Сергиевского был священноинок Макарий (Иванов) из Керженского монастыря, который жил в Городце, Нижнем Новгороде, Балакове (ныне Саратовская область). Макарий присоединил к старообрядчеству священников Александра Плавтова, Никанора и Алексея Смирнова, а также принял иеромонаха Максима (Горева) из Вологодской епархии в Городецкую моленную, но весьма быстро последний переселился в Москву, где служил в домовой церкви вмц. Екатерины, принадлежавшей видному деятелю староверия купцу М.Ф. Ясашнову. Максим (Горев) принял священника Александра Успенского для общины в Городце, затем Александр перебрался в Сибирь. Среди последователей Максима (Горева) были священники Петр Никольский, Пафнутий Беляков и Никола, поставленный в Лужки. Петр Никольский принял в старообрядчество Павла Князевского, который в начале XX в. священствовал в Пензе. Священник Георгий из Вольска поставил священника Петра в Николаевск (ныне Пугачёв Саратовской области), позднее Петр служил в Самаре. В 1895 г. в г. Новозыбкове Алексей Смирнов принял священника Григория Карабиновича, который в 1897 г. был приглашен в донскую станицу Константиновскую, где освятил храм Богоявления Господня и священствовал до 1905 г., затем переселился в Москву. Григорий Карабинович подготовил первый учебник для старообрядцев по Закону Божию. К началу XX в. наряду с вышеназванными беглопоповскими священниками были известны Георгий Гумилевский, Василий, Филипп Петрин, Сергий в Москве, Андрей Дмитриевский. В XIX – начале XX в. поселения беглопоповцев были многочисленны в Поволжье. Одним из центров беглопоповства являлась моленная во имя Успения Пресвятой Богородицы в Городце, основанная при императрице Екатерине II на месте древнего Феодоровского монастыря. В соответствии с правилом, изданным в 1803 г., местная старообрядческая община могла открыто приглашать священников из иргизских монастырей. В ХIХ в. моленную посещали до 50 тыс. старообрядцев из Нижегородской, Владимирской, Костромской губерний. При часовне было семь жилых строений и школа. В 1893 г. часовня сгорела, но затем с разрешения правительства стала быстро восстанавливаться, уже каменная и с колокольней, поставленной в 1896 г. Через дорогу от нее стояла трехэтажная богадельня. Часовня славилась звоном и замечательным хором. Служба в ней совершалась до 1933 г. Также славились своими беглопоповскими моленными поволжские города Нижний Новгород, Вольск, Хвалынск, Самара, Астрахань. В 1890 и 1901 гг. в Вольске проходили соборы, на которых обсуждалась возможность учреждения епископской кафедры, была подтверждена незаконность, с точки зрения беглопоповцев, Белокриницкой иерархии.

 



 
PR-CY.ru