БЕГЛОПОПОВЦЫ - Страница 12

Во второй половине XIX в. беглопоповцы в Стародубье были малочисленны, но делились на множество согласий: лужковское, «перемазанское», дьяконовское; священников было очень мало. 19 июля 1892 г. в Лужках собирались участники беседы о митрополите Амвросии (Паппа-Георгополи) и о законности учрежденной им старообрядческой иерархии. 20 июля начал свою работу большой Лужковский собор для обсуждения поездки, предпринятой на Восток для исследования о митрополите Амвросии; в соборе участвовали около 200 человек разных согласий и взглядов на Белокриницкую иерархию. Бурные прения не привели спорящих к единому мнению. В первой половине XIX в. традиции беглопоповщины были сильны на Урале и в Сибири. Особенность существования согласия в этих регионах состояла в его начавшемся еще в XVIII в. постепенном превращении в беспоповство, с одной стороны, с другой стороны, богатая верхушка согласия предпринимала попытки легализации старообрядческих священнослужителей. В 1818 г. в Екатеринбурге собрались 1370 депутатов от 150 тыс. беглопоповцев, живших на Урале и в Западной Сибири. Депутаты одобрили и предложили властям разработанную богатым екатеринбургским купцом Я.М. Рязановым сложную схему легализации старообрядческих иереев. К проекту примкнули многие радикальные крестьянские лидеры. В ответ власти предложили Рязанову перейти в единоверие. В результате антираскольнической политики Николая I беглопоповская верхушка екатеринбургского купечества в 1838 г. перешла в единоверие. Представители другой части согласия в 1840 г. на соборе в Тюмени провозгласили со ссылкой на правительственные запреты полный отказ от «бегствующего священства» и главенство наставников и уставщиков, избираемых общиной, т.е. переход к беспоповству. Несмотря на радикальное изменение практики, согласие, получившее название «часовенного», отрицало беспоповское мнение о полном пресечении истинного священства после реформ патриарха Никона, в отдельных общинах сохранялся обычай «причащения» богоявленской водой. Начало XX в., ознаменованное новыми вероисповедными законами, усилило полемику среди старообрядцев, как внутри беглопоповщины, так и между различными согласиями. Проявились серьезные расхождения в отношении к изданному 17 октября 1906 г. указу «О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин». Движение старообрядцев, не принявших указа, было повсеместным, дискуссии о возможности придания юридического статуса общинам охватили старообрядцев Центральной России, Поволжья, Дальнего Востока. (В конце XX в. в Вольске жили старообрядцы, которые называли себя «необщинниками».)

 



 
PR-CY.ru