БИБЛИОГРАФИЯ БОГОСЛОВСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - Страница 7

В России до 1917 г. русская библиография, как почти вся русская литература до XVIII в., была ориентирована на религиозную проблематику. Её первыми памятниками являются списки рекомендуемых для чтения и «отречённых» книг. Древнейший памятник – статья «Богословьца от словес» (списки «истинных» и «ложных» книг, насчитывающие около 30 названий в переводе с греческого), включённая в «Изборник Святослава» (1073 г.). Другой пример библиографии, выполнявшей цензурные функции, – «Кириллова книга» (М., 1664 г.). Исследователи считают, что на Руси имели хождение больше 160 списков «истинных» и «ложных» книг. Основным источником сведений о древнерусских книгах исследователи называют инвентарные и охранные описи библиотек, поскольку многие монастыри владели значительными книжными собраниями. В целях хозяйственного учёта при смене настоятелей производились их описи; таковы, например, опись библиотеки Слуцкого Троицкого монастыря (1494 г.), составленная при передаче монастыря настоятелем архимандритом Иосифом (Солтаном), получившим Смоленскую кафедру, и «Описание рукописей Кирилло-Белозерского монастыря» конца XV в. (издано Н.К. Никольским. СПб., 1897 г.), содержащее сведения о 212 книгах и (впервые среди русских библиографических опытов) постатейную роспись 24 сборников (957 статей). По постановлению Стоглавого Собора (1551 г.) инвентаризация монастырских и церковных библиотек стала обязательной. «Опись книг Иосифо-Волоколамского монастыря» (1573 г., дополнено 1593 г.) включает 1150 названий рукописных и печатных книг. С XVI в. появляется несколько собственно библиографических трудов: «Указец», составленный книгохранителем вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря Арсением Высоцким (1584 г.; опубликовано И.А. Шляпкиным. СПб., 1914 г.). Он первый применил способ аналитической росписи содержания книг и сборников, а также систематизации материала, в данном случае – по церковным праздникам. «Опись книгам, в степенных монастырях находящимся» (1653 г.; опубликовано В.М. Ундольским), включавшая описание 2672 книг, принадлежавших 39 монастырям, – сводный каталог, выполненный по благословению патриарха Никона в помощь справщикам московского Печатного двора. С той же целью монах Евфимий, переводчик и справщик московского Печатного двора, составляет алфавитную «Опись греческим, греко-латинским, польским и словенским печатным и письменным книгам, поступившим в 1675 г. …в Патриаршую ризную казну» (издано В.М. Ундольским, 1847 г.), «Изъявление вещей, обретающихся в книгах Деяний Вселенских и Поместных соборов» (по изданию: Paris, 1636; издано В.М. Ундольским, 1846 г.), а также «Оглавление Четьих миней Митрополита Макария, хранящихся в Московском Успенском соборе» (издано В.М. Ундольским, 1847 г.). По мнению исследователей, для надобностей Печатного двора было составлено и «Оглавление книг, кто их сложил» (1665–1666 гг.; издано В.М. Ундольским, 1846 г.), приписываемое большинством исследователей иеромонаху Сильвестру (Медведеву). «Оглавление» содержит подробное описание русских рукописных и печатных книг, как оригинальных, так и переводных, духовного и светского содержания.

 



 
PR-CY.ru