БИБЛИОГРАФИЯ БОГОСЛОВСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - Страница 2

Библиография библейской литературы за рубежом. Первым биобиблиографическим словарём христианской эры считается труд Иеронима Стридонского (около 347 – 420 гг.) «О знаменитых мужах». В книгу вошли краткие биографические сведения о 135 церковных писателях (начиная от апостолов и заканчивая современниками Иеронима) и об их сочинениях (обычно в приблизительной форме, но с яркой характеристикой). Сборник Иеронима Стридонского продолжил античную традицию составления справочных книг о знаменитых философах, писателях и др. (например, Варрона, Диогена Лаэртского, Корнелия Непота, Светония, Аврелия Виктора) и служил основой для западноевропейской богословской библиографии до XVII в. Во второй половине V в. пресвитером Геннадием Марсельским была написана книга «О церковных писателях», продолжающая труд Иеронима Стридонского (содержит сотню биобиблиографических заметок об авторах, пропущенных Иеронимом Стридонским или живших после него). В дальнейшем обе книги часто издавали вместе. Аналогичную структуру и название имеют также путеводители по христианской литературе, составленные в Испании Исидором Севильским (560(?) – 636 гг.) и архиепископом Толедским Ильдефонсом (Альфонсом; 607 – 657? гг.), которые стали основоположниками испанской библиографии. Почти все упомянутые ими авторы – испанцы. Во второй половине VI в. Кассиодор (около 487 – 580 гг.) составил справочник «Наставления о духовном и светском чтении». Двадцать глав первой книги являются указателем важнейших комментариев на книги Ветхого и Нового Заветов, литературы о четырёх Вселенских Соборах и церковно-исторических и богословских сочинениях Евсевия Кесарийского, Сократа Схоластика, Созомена, Феодорита Кирского и др. Впоследствии «Наставления» служили примерным каталогом для монастырских библиотек и путеводителем для студентов в Средние века. В Византии Исихием Милетским (VI в.) был составлен биобиблиографический словарь «Ономатологос», впоследствии многократно перерабатывавшийся (утрачен до IX в.). Его преемником является словарь «Суда» (около 1000 г.), который послужил основой для ряда сочинений в Средние века и эпоху Возрождения и неоднократно переиздавался в Европе начиная с 1499 г., не потеряв своей актуальности до настоящего времени. Для ознакомления с богословской литературой составлялись сборники выдержек из святоотеческих творений (первые «реферативные сборники»). Самым известным из них исследователи считают «Библиотеку» (около 855 г.) Константинопольского патриарха Фотия (около 820 – 891 гг.), включающую 280 отзывов и извлечений из святоотеческих книг, соборных постановлений, а также трудов античных и византийских грамматиков, риторов, историков и натуралистов. В Западной Европе «Библиотека» получила распространение в конце XV в. На Востоке в XIV в. митрополит Нисибинский и Армянской Церкви Востока Авдишо бар Бриха составил «Каталог писателей», в котором была учтена и классифицирована вся известная в то время сирийская литература, как оригинальная, так и переводная: книги Ветхого Завета, Нового Завета, творения отцов церкви, богословские и другие сочинения греческих и сирийских авторов.

 



 
PR-CY.ru