БЕЛАРУСЬ, Республика Беларусь, Белоруссия - Страница 61

Своеобразными музыкально-певческими центрами были губернские города (Гродно, Могилёв, Пинск, Полоцк). В конце XIX – начале XX вв. особенно славились исполнительским искусством могилёвские церковные хоры, что было связано с расположением здесь Ставки императора Николая II. В Спасском храме пел знаменитый бас Семён Казаков. На рубеже XIX–XX вв. церковное пение и приходские хоры особенно опекал Могилёвский архиепископ Анастасий (Братановский-Романенко). Почти в каждой церкви употреблялось нотное богослужебное пение, а некоторые хоры прихожан славились своим строем. Особенно выделялся архиерейский хор могилёвского кафедрального собора, в котором в начале XIX в. служили регентами дьякон и композитор Вус и композитор, выпускник Придворной певческой капеллы украинец Виктор Нельговский. В конце XIX – начале XX вв. в белорусских храмах служили такие выдающиеся музыканты, как Г. Рубинский, О. Кончиловский, Н. Архангельский (Виленский Пречистенский собор), В. Завитневич и Н. Соловьевич (Пинский кафедральный собор), И. Долматский и С. Подобедов (певцы минского кафедрального собора), знаменитый бас А. Царенков (певчий могилёвского архиерейского хора, затем протодиакон минского Покровского храма, священник минского Петропавловского кафедрального собора, репрессирован, после освобождения из ГУЛАГа – певец хора Белорусского оперного театра). Церковную музыку писали В. Нельговский, диаконы Вус и Сперанский. В репертуаре церковных хоров значительное место занимали песнопения петербургских авторов или песнопения, получившие одобрение цензурного комитета Придворной певческой капеллы. На богослужениях использовались сборники гласового обиходного пения, издававшиеся в Варшаве, составленный Алексеем Фёдоровичем Львовым и Николаем Ивановичем Бахметевым «Обиход простого церковного пения, при Высочайшем Дворе употребляемого», который рассылался по всем епархиям и рекламировался в церковных изданиях. Самыми популярными в белорусских областях были упрощённая редакция киевского напева и петербургский обиход. В белорусских монастырях также использовались московские напевы, имевшие сдержанный характер, лишённые эффектных мелодических и гармонических особенностей. В конце XIX – начале XX вв. в Белоруссии создавались литературно-музыкальные кружки и товарищества, которые устраивали музыкальные собрания, лекции и чтения, организовывали концерты (в том числе церковной музыки). Репертуар концертов православных песнопений строго регламентировался: разрешалось только пение псалмов, песнопений всенощной, молебнов и прочих треб, из песнопений литургии дозволялось исполнять только «Отче наш». В связи с установлением в 1918 г. в восточных белорусских губерниях советской власти развитие церковно-певческой культуры было остановлено. В Западной Беларуси, вошедшей в состав Польши, число православных приходов и монастырей сократилось наполовину вследствие их разрушения или передачи католической церкви. В 1920–1930 гг. церковно-певческое образование можно было получить в духовной семинарии в Вильно и Кременце (Волынь), а также в псаломщицко-диаконской школе в Яблочинском монастыре.

 



 
PR-CY.ru