БЕЛАРУСЬ, Республика Беларусь, Белоруссия - Страница 62

В Виленской духовной семинарии церковное пение преподавали В.С. Бейер (в первых классах) и Ф.С. Матвеец, руководивший архиерейским хором в виленском Свято-Духовом монастыре. Среди семинаристов, которые пели в этом хоре, были будущие белорусские и литовские музыканты Виктор Владимирович Ровдо (профессор, главный дирижёр Академического хора Национальной Телерадиокомпании Республики Беларусь), Геннадий Иванович Цитович (художественный руководитель Государственного народного хора БССР), а также Д.М. Рулинский (хормейстер того же коллектива), Леонид Мурашко (солист Литовского оперного театра, ныне регент архиерейского хора в вильнюсском Свято-Духовом соборе), Леонид Сергеевич Ракитский (регент архиерейского хора минского Свято-Духова собора) и др. В виленском Пречистенском соборе певчим и чтецом был профессор Виленской консерватории композитор-симфонист Константин Михайлович Галковский (Галкаускас), регентами служили Григорий Романович Ширма (до 1939 г.; впоследствии главный дирижер Академической государственной капеллы БССР) и Д.М. Рулинский (1940 гг.). Превосходные церковные хоры существовали в Гродно и в Молодеченском районе, ими управляли выпускники Варшавской духовной академии – Е. Крылов, священник Арсений Воробей (1937–1938 гг.), священник В. Цинцевич (сослан в 1939 г.), дьякон Я. Семашко; в Белостокской церкви регентом был композитор К. Кислый (1898–1985 гг.) и др. В храмах Вильно, Гродно, Клецка, Слонима, Новогрудка служил регентом выпускник богословского факультета Варшавского университета и Варшавской консерватории церковный композитор Антон Михайлович Волынчик (1896–1985 гг.). Как композиторы-регенты были известны Шах, К. Кислый, И. Юшкевич и др. Крупным певческим центром Западной Белоруссии был Пинск. Архиерейский хор был предметом особой заботы архиепископа Полесского и Пинского Александра (Иноземцева) и влиял на музыкально-певческие вкусы не одного поколения регентов, псаломщиков и певчих. По его благословению полесским епархиальным миссионерским комитетом в Пинске был издан «Обиход нотного церковного пения» или «Полесский сборник» (1929 г.), куда вошли композиции русских композиторов, известные обиходные напевы, сочинения молодых композиторов, местные напевы, а также начальные сведения по теории музыки. В 1920–1940 гг. в минской Свято-Преображенской церкви служил регентом Д. Пигулевский, в церкви св. Марии Магдалины руководили хорами певчих В. Теравский (расстрелян в 1938 г.) и П. Вершинский (расстрелян в 1937 г.), особенно выделялись своим пением хоры в Козыревской церкви, в Сторожевской кладбищенской церкви, в Петропавловской церкви, в женском Свято-Преображенском монастыре (регент монахиня Никодима), в слуцком Успенском соборе (регент М. Николаевич) и др. В светских музыкальных учебных заведениях преподавали выпускники Придворной певческой капеллы. В военные годы в хорах белорусских храмов служили регентами известные композиторы и дирижёры Н.Я. Ровенский (Червень), К. Кислый (Белосток), Ф.С. Матвеец (церковь св. Александра Невского, Минск), которые внесли большой вклад в развитие певческой культуры Беларуси.

 



 
PR-CY.ru