БЕЛАРУСЬ, Республика Беларусь, Белоруссия - Страница 60

Из Речи Посполитой этот стиль хорового пения и новую нотацию певчие принесли в Москву; царский двор и патриарх Никон неоднократно приглашали белорусских мастеров партесного пения. В XVII в. в Москве работали белорусские «воспеваки» (распевщики) И. Дьяковский, Иоанн Кокля, Иван (Ян) Конюховский, А. Бережанский, Д. Рогачевский, Иоанн (Ян) Коленда (ученик Н.П. Дилецкого). И. Дьяковский и Ян Коленда были известными композиторами, работавшими в партесном стиле. Белорусские певчие пели в хорах Иверского Валдайского монастыря и Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, ставшего одним из центров партесного пения. Певчие Новоиерусалимского монастыря сыграли огромную роль в развитии традиций многоголосного пения в России; здесь жили и трудились авторы партесных композиций белорусы П. Гиржда и Миневский. Во второй половине XVI – XVII вв. в белорусском музыкальном искусстве получили распространение так называемые канты и псальмы. Большинство религиозных кантов посвящено борьбе с унией и написано на белорусском языке. В XVII–XVIII вв. приобрели популярность рождественские псальмы-колядки. Массовому распространению кантовой культуры способствовали школяры и семинаристы, ходившие в праздники с вертепом и батлейкой (народный рождественский кукольный театр). Псальмы и канты пели не только в дни церковных праздников, но и в будни и даже в церковном обиходе, где распространилась практика использования мелодий кантов в литургических песнопениях. Некоторые канты на богослужебные тексты стали называться «концертами». После раздела Речи Посполитой большинство земель Белой Руси вошли в состав Российской империи, где с XVIII в. в богослужебном пении культивировались стиль и манера пения Придворной певческой капеллы. Церковно-певческое образование можно было получить в Варшавских духовной семинарии и духовной академии, Виленской, Минской, Могилёвской духовных семинариях. Из семинаристов-хористов выходили регенты и композиторы. Выпускники семинарий направлялись на псаломщицкие (регентские) места в приходы. В сельские приходы порой назначались лица, не имевшие духовного образования, но обладавшие большим опытом пения в церковных хорах и сдавшие экзамен по литургике и церковному уставу. Большинство регентов (а иногда диаконы и священники) преподавали музыкальные дисциплины и в светских учебных заведениях. Для талантливых мальчиков существовало Училище для малолетних певчих при минском архиерейском доме. Начальное музыкальное образование в архиерейском хоре получили будущий архимандрит Мартирий (Горбачевич; 1809–1812 гг.) – первый белорусский исследователь богослужебного пения; композитор, профессор Белорусской консерватории Николай Яковлевич Ровенский (1895–1903 гг.) и др. Во вновь организованных народных школах и училищах, воскресных школах при семинариях наряду с Законом Божьим, церковнославянским языком и счётом изучались молитвы и церковное пение. В каждом учебном заведении давалось серьёзное музыкально-певческое образование, существовал хор, который пел на богослужениях, праздниках, торжественных актах; выпускники обладали необходимыми знаниями, навыками и опытом церковных певчих.

 



 
PR-CY.ru