БЕСООДЕРЖИМОСТЬ - Страница 11

Отваживающийся идти духовным путём, к чему призваны все спасающиеся христиане, призывается к постепенному возрастанию в даре «диакризиса» – различения духов. Залогом достижения зрелости на этом пути являются осторожность, рассудительность и пребывание в русле духовной традиции. Впрочем, «выбор самого пути, а также разных способов этого путешествия остаётся за каждым идущим. Но без отцовского опыта мы непременно заплутаем». Опыт религиозно ориентированного консультирования верующих показывает, что обращение к церковным «чинам изгнания злых духов» приобретает всё более распространённый характер. К этому средству прибегают, как правило, неофиты, недостаточно укоренённые в церковной традиции; ещё не приобретшие навыка целостного восприятия духовной жизни, без должного послушания, движимые страстными (и в мирском, и в духовном смысле) побуждениями, они стремятся испробовать то, о чём лишь недавно получили понятие из не всегда корректных источников. Исходя из данных литературы и наблюдений, можно предположить, что патологические проявления, понимаемые страдающими как бесоодержимость, могут указывать на следующие состояния: 1) реактивные состояния, протекающие по типу «регрессии» личности, психики с актуализацией архаических форм реагирования, когда эмоциональные и поведенческие расстройства воспринимаются как «порча» извне. В какой-то мере это можно объяснить архетипическими национальными особенностями. Так, в начале XX в. Иван Алексеевич Сикорский указывал, что «отличительным качеством славянской природы является опасение сказать слово или совершить действие, не допускающее возврата». Речь идёт о трудности принятия на себя окончательной ответственности, нежелании воспринимать последствия поступков как собственные. Здесь происходит феномен «переадресации вины». По мнению исследователей, этот вариант является преобладающим в настоящее время. 2) Истероформные расстройства психотического и психопатического уровня. 3) Эндогенные заболевания. 4) Особые состояния, описываемые в категории «атипичные психозы», как синдромы, обусловленные специфическими культурными особенностями (своеобразные состояния, такие, как «амок», «коро» и др.). 5) Состояния, к которым приложимо понятие «демоническая одержимость» в его традиционном церковном осознании; Священное Писание и многовековой опыт человечества говорят в пользу вероятности их возникновения.

 



 
PR-CY.ru