БЕСООДЕРЖИМОСТЬ - Страница 12

В этом случае соприкосновения с таинственным единственно разумным является следование «принципу Мареско». В современных условиях он может быть сформулирован так: рекомендация пациенту просить опытного священника рассмотреть целесообразность «чина изгнания злых духов», т.е. «отчитки», даётся в исключительном случае, если в результате тщательного медицинского и психологического обследования компетентный специалист абсолютно убеждён в том, что проявления патологического состояния не могут получить адекватной квалификации в категориях иного способа восприятия. Отрицательные обстоятельства, так или иначе проявляющиеся при столкновении с описываемой проблемой: а) пугающее призвание к «покаянию» как усугубление психологического механизма «регрессии», культивирование субмиссивности на фоне тревожного состояния; б) ритуализм, техницизм, ложный символизм с опасностью идолизации сакральных предметов и действий; в) явное или скрытое отрицание свободы воли человеческой, которая, как дарованная Богом, присуща человеку, даже увлекаемому злыми духами; г) акцентирование греховности, своеобразное «гружение виной» извне, а не пробуждение изнутри; д) культивирование слепого подчинения человека, обращающегося со своим страданием, накладывание на непризванного к сугубому послушанию «бремён неудобоносимых» (Лк. 11:46). Одним из подходов к интерпретации явлений бесоодержимости является теория мифа в том виде, в каком она разрабатывалась в трудах священника Павла Флоренского, Клода Леви-Стросса, Алексея Фёдоровича Лосева и др. Личность, вступая во взаимоотношения с реальностью (обнаруживая себя в ней, соглашаясь с фактом бытия, принимая её с благодарностью или проклятием, объясняя её или изменяя), основывается на мифе, исходит из мифа, использует миф. Соприкосновение с бытием во всех его измерениях всегда оказывается мифологичным. Миф в данном случае является тем способом, в котором действительность открывается человеку в зависимости от его внутреннего устроения и внешних социоисторических условий. Осознавание происходящего вне и внутри нас и формирование отношения к нему структурируются мифом, категории которого окрашивают фрагменты реальности так, чтобы те могли быть усвоены человеком. Понятия религии, науки и мифа не совпадают.

 



 
PR-CY.ru