АСТРОЛОГИЯ - Страница 7

Некоторые из римских императоров, например, Клавдий (I в.), начинали гонения на астрологов, если те нарушали запрет на гадания о будущем государе и о судьбе ныне здравствующего, но обычно астрология входила в систему римской государственной религии. Астрология предзнаменований появилась в Индии в V–III вв. до н.э. под влиянием месопотамской. Впоследствии буддизм способствовал её распространению в Центральной Азии и на Дальнем Востоке. Из Персии, а впоследствии из Греции в первые века н.э. проникла в Индию гороскопная астрология. Индийская астрология использовала кастовую систему и учение о реинкарнации, принятые в индуизме. В гороскопах стали учитываться 28 лунных домов, три категории планетных комбинаций и сложная система планетных периодов. В Индии особенно развивались генитурная и катархен астрологии. Индийская астрология, в свою очередь, дала начало китайской астрологии. В Китае астрология пополнилась идеями даосизма. Главное отличие китайской астрологии от западной заключается во введении в гороскопы циклического календаря, основой которого являются 12-летние периоды. Каждый год из 12 носит название китайских знаков зодиака. Пять 12-летних периодов составляют календарный цикл в 60 лет. Каждый период посвящён одной из стихий: дереву, огню, земле, металлу и воде. Пяти периодам соответствуют пять видимых планет. Солнцу и Луне присваиваются соответствующие значения противоположных начал ян и инь (Солнце-ян – светлое, активное, мужское, сухое начало; Луна-инь – тёмное, пассивное, женское, влажное). Считается, что год и период, в который родился человек, оказывают на него влияние не меньшее, чем расположение на небосводе семи планет в момент его рождения. В Византийской империи астрология воспринималась как пережиток язычества. Занятие астрологией сохранялось лишь в некоторых очагах античной культуры, среди неоплатоников. Проклу Диадоху (V в.) приписывали авторство комментариев к «Четверокнижию» Птолемея. Его ученик Марин (V в.) снабдил биографию учителя его гороскопом. В 529 г. император Юстиниан I Великий одновременно с запрещением преподавать языческие дисциплины запретил и деятельность астрологов. С угасанием античной цивилизации и распространением христианства массовая астрология пришла в упадок, однако в период с IX по XII вв. астрологи состояли при дворах многих императоров. Благосклонно относились к астрологии Солунский архиепископ Лев Математик (IX в.) и Константинопольский патриарх Иоанн X Каматир (XII в.), изложивший в двух астрологических поэмах учение Птолемея. Однако отрицательное отношение церкви к астрологии оставалось неизменным. Критиковали астрологию и византийские учёные. Михаил Псёлл (XI в.), изучив методы и технику астрологии, счёл её «суетной наукой», опасной для тех, кто, «обратившись к ней, забыл о нашем (христианском) учении». Михаил Атталиат (XI в.) называл астрологов обманщиками. Анна Комнина (XI–XII вв.) указывает, что император Алексей I Комнин «объявил вражду астрологическому учению», потому что «оно побуждало многих наивных людей отрешиться от надежд на Бога и глазеть на звёзды». В поздней Византии усиливаются эсхатологические настроения и сопутствующий им интерес к астрологии.

 



 
PR-CY.ru