АСТРОЛОГИЯ - Страница 8

С конца XIV в. по середины XV в. в Византии действовала астрологическая школа Иоанна Аврамия (XIV в.), занимавшаяся собиранием, систематизацией и изданием трудов античных астрологов. Помимо античных в Византии к тому времени уже получили широкое хождение астрологические тексты, переведённые с арабского языка. Византийские астрологические рукописи составляют бóльшую часть «Корпуса рукописей греческих астрологов». Арабская астрология сложилась в VIII–IX вв. в результате усвоения наследия эллинизма и под сильным влиянием персидской и индийской астрологических систем. Ортодоксальный ислам отвергал те формы астрологии, в которых светила считались божествами, или господствовал астральный фатализм, хотя одновременно предпринимались попытки соединения представлений об абсолютном предопределении Аллаха и астральном детерминизме. Астрологи состояли при дворах халифов. Астрология была популярной и в народе (например, в книгу сказок «Тысяча и одна ночь» включена своеобразная астрологическая энциклопедия). Распространение астрологии в иудейской среде началось ещё в период позднего эллинизма, в Средние века оно охватило большую часть диаспоры. Значительное число астрологов средневековой Европы и арабского Востока были евреями. Важную роль астрологические воззрения играют в каббале, возникшей в XII–XIII вв. в среде еврейских мистиков Испании и Прованса. В средневековую Западную Европу астрология попала, главным образом, из арабского мира через Испанию. Другими источниками влияния были Византия и еврейская диаспора. В XII–XIII вв. в Европе широко распространяются переводы астрологических трактатов с греческого и арабского языков. Астрологи этого времени пытались установить связи между магией, алхимией и астрологией. Сочинения по астрологии оставили Альберт Великий и Роджер Бэкон (XIII в.). Роджер Бэкон в сочинении «Зеркало астрономии» утверждал, что астрология не отменяет свободной воли человека, т.к. определяет только тенденции судьбы. Вопрос о свободе воли был решающим в отношении к астрологии для итальянских гуманистов. Франческо Петрарка (XIV в.) критиковал астрологию, Марсилио Фичино (XV в.) высоко ценил её. В эпоху Возрождения астрология переживает настоящий расцвет. Она преподаётся во многих университетах, ей покровительствуют практически все европейские монархи, находятся у неё покровители и в католической церкви. Увлекались астрологией папы Николай V (1447–1455 гг.), Пий II (1458–1464 гг.), Сикст IV (1471–1484 гг.), Юлий II (1503–1513 гг.), Лев X (1513–1521 гг.). Однако папа Сикст V (1585–1590 гг.) выпустил буллу «Coeli et terrae creator», в которой астрология осуждалась наряду с прочими видами гаданий и магии. В астрологии этого времени детально разрабатывалось учение об астральных духах, гениях планет и деканов и т.д. Знаменитые астрологи Агриппа Неттесгеймский (1486–1535 гг.), Парацельс (1493–1541 гг.), Мишель Нострадамус (1503–1566 гг.), Джон Ди (1527–1608 гг.) были в то же время магами, алхимиками и каббалистами. Иоганн Кеплер (1571–1630 гг.) называл астрологию «глупой дочкой астрономии», но был вынужден составлять гороскопы на заказ. Против астрологии выступали Савонарола, а также большинство деятелей Реформации, хотя Филипп Меланхтон (1497–1560 гг.) был её сторонником.

 



 
PR-CY.ru