АСТРОЛОГИЯ - Страница 3

Геометрическая модель Солнечной системы была предложена Евдоксом (IV в. до н.э.). Он заменил разрозненные представления о числе созвездий и кинематических принципах их видимого перемещения по небосклону картиной взаимосвязанного перемещения светил в соответствии с движением системы равномерно вращающихся вокруг Земли концентрических сфер. Видимый путь каждой планеты и созвездий мог быть представлен как композиция вращений нескольких сфер. По Евдоксу, таких сфер было 27 (сфера неподвижных звёзд, по три сферы для Солнца и Луны и по четыре сферы для каждой из остальных пяти планет). Эта модель строения Вселенной с необходимыми изменениями просуществовала почти 2 тыс. лет. Науку о небесных явлениях Платон называл также метеорологией. Этот же термин использует Аристотель для обозначения науки, изучающей части неба, расположенные ниже сферы неподвижных звёзд (здесь, по мнению греков, находились Солнце, Луна, Млечный Путь, кометы), атмосферные явления и строение Земли. В греческом обществе занятия метеорологией как теоретической наукой представлялись опасными для религии, т.к. подрывали веру в богов. Исследование небесных явлений могло служить поводом для обвинений в святотатстве, как на процессе над Анаксагором (V в. до н.э.). Сократа помимо прочего обвинили в том, что он испытывает «то, что под землею, и то, что на небесах». Многие философы связывали происхождение философии с наблюдением за небесными явлениями, находя, что в совершенстве небесных движений проявляется разумное божественное начало. Пифагорейцы учили: «Вся вселенная есть гармония и число». Платон считал, что созерцание небесных пространств служит очищению души и возвышенному умозрению: душа «парит в вышине и управляет миром». О том же говорил Эпикур. По сообщению Геродота, маги-халдеи предсказали персидскому царю Ксерксу победу над греками в его походе, который окончился поражением. Пифагор (VI в. до н.э.), согласно традиции, учился в Вавилоне у халдеев. Халдеи же якобы предсказали отцу греческого трагика Еврипида (V в. до н.э.) судьбу его сына. Однако Евдокс полагал, что астрологам не следует верить. Теофраст (IV в. до н.э.) говорил об астрологии как чужеродном явлении. Платон в «Тимее» также отвергал гадание по звёздам. В «Федре» устами Сократа рассказывается, что души сопровождают в небесах 12 зодиакальных божеств, но свой путь они избирают свободно, что отличает платоновский миф от астрологических учений. Адаптации астрологии из Вавилона сопутствовали изменения традиционных представлений о богах и проникновение в греческий мир новых идей. Важнейшими из них для развития астрологии являются следующие. 1. Учение о великом годе и испытании огнём в конце времён. Пифагор утверждал, что «всё, что некогда произошло, через определённые периоды времени происходит снова, а нового нет абсолютно ничего». Пифагореец Гиппас и Гераклит (VI–V вв. до н.э.) говорили о периодических мировых катастрофах, в которых мир, возникший из огня, в огне погибает. Продолжительность великого года определялась неоднозначно и, возможно, в соответствии с вавилонской традицией. 2. Представления о бессмертии души и перевополощении. Начиная с VI в. до н.э. распространяется вера в личное бессмертие, отличная от традиционных представлений о загробной жизни. Эпихарм (VI–V вв. до н.э.) говорил, что души благочестивых пребудут на небе.

 



 
PR-CY.ru