АСТРОЛОГИЯ - Страница 4

Учение о переселении душ связано с орфизмом. О том же учил Пифагор. У пифагорейцев утвердилось представление, согласно которому душа после смерти восходит к Солнцу и Луне. Платон из учения о перевоплощении делал выводы об устройстве космоса. В «Федре» он указывает сроки, которые проводят души на небесах перед очередным воплощением. 3. Учения о мировой душе и небесной гармонии. У пифагорейцев космос предстаёт живым, разумным и божественным независимо от принятой модели его физического устройства: геоцентрической или модели Филолая, согласно которой небесные тела вращаются вокруг Гестии, космического огня. Платон в «Тимее» рисует величественный образ звёздного неба, космоса, который, пребывая в вечном вращении, не только прекрасно сконструирован геометрически, но слышит, видит и обладает высшим разумом. Это совершенный самодовлеющий организм. Роль Гестии отводится мировой душе: она находится в центре и одновременно объемлет космос и управляет им. Наиболее последовательно это учение развивалось у стоиков. Клеанф (III в. до н.э.) описывал Солнце как живой огонь и ведущее начало в космосе. Хрисипп (III в. до н.э.) и Посидоний (II в. до н.э.) учили, что космос одушевлён и разумен, и каждая душа имеет в нём частицу. Пифагореец Архит обосновывал родство музыки и астрономии тем, что движение небесных тел должно сопровождаться звуком. По учению пифагорейцев, планетам соответствуют определённые ноты, порождающие так называемую музыку сфер, которую люди не замечают, т.к. привыкли к ней с рождения. Скорости вращения планет и расстояния между ними подчинены закону гармонического ряда как наиболее совершенному. Таким образом, устройство космоса следует эстетическому критерию. В народной греческой религии начиная с V в. до н.э. также происходили изменения, подготовившие массовое сознание к принятию астрологии. Важнейшим из них является распространение культа Тюхе – Удачи, в котором при отсутствии какого-либо положительного объекта религиозное чувство соединялось с чисто негативной идеей непостижимого и непредсказуемого. Не желая разрыва с традиционными формами культа, Платон в «Послезаконии» говорит, что, поскольку почитание небесных светил как богов учит добродетели, оно должно стать религией в идеальном государстве. Но расхождение между верованиями интеллектуалов и верованиями народа неизбежно увеличивалось: фоном для рационализма первых становилась чрезвычайно возросшая потребность простого народа в магическом и необъяснимом. Астрология в эллинистическую эпоху окончательно сформировалась как религиозно-философское учение. Первую астрологическую школу в Греции на острове Кос основал вавилонский жрец Беросс (около 300 до н.э.), но интерес к его трудам был невелик. Среди астрономических сочинений III в. до н.э. выделяется поэма «Явления» Арата Солийского (сохранилась полностью), в которой в упрощённом виде излагается система Евдокса, описывается деление звёздного неба на созвездия, приводятся погодные и сельскохозяйственные приметы. Это сочинение долгое время оставалось популярным в греко-римском мире, по нему учились астрономии, к нему писали комментарии. Основная идея астрологии, что звёзды могут выступать как вестники человеческой судьбы, чужда поэме Арата.

 



 
PR-CY.ru