АРХИЕРЕЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 11

7) после Трисвятого епископ восходит на горнее место, а диакон, имея в руке трикирий и обратившись лицом к народу, трижды возглашает: «Господи, спаси благочестивых»; в третий раз вместо «благочестивых» может произноситься «царей», первое возглашение повторяется с пением священнослужителями, других два – хорами; наконец, диакон возглашает: «И услыши нас», что повторяют с пением священнослужители; 8) вслед за этим возглашается малая похвала (при служении всякого архиерея), архиерей благословляет народ двумя руками; 9) Апостол вручает чтецу сам архиерей, обычай подавать архиерею фимиам для вложения в кадило не наблюдается; 10) к чтению Евангелия архиерей, сняв омофор, выходит в царские врата; после преподания епископом мира перед Евангелием хор поёт Архиератиконе указание об этом отсутствует); во все время чтения Евангелия епископ стоит в царских вратах лицом к народу; после прочтения Евангелия архиерей осеняет народ дикирием; когда диакон, читавший Евангелие, подаст его архиерею, епископ осеняет им народ и входит в алтарь; 11) архиерей облачается в малый омофор уже во время сугубой ектении; 12) Херувимская песнь читается архиереем единожды (остальные два раза её читают первый и второй священники), затем архиерей, имея в левой руке жезл, совершает каждение (пред архиереем предходят диаконы с дикирием, трикирием и напрестольным крестом); 13) архиерей изымает частицы из просфор во время пения Херувимской только в том случае, если он облачался не в алтаре; 14) великий вход совершается в том же порядке, что и в русскомархиерейском богослужении (причём, износимый на вход омофор возлагают епископу на плечи уже в царских вратах), однако отличаются формулы поминовения: согласно общей греческой практике, над дискосом архиерей поминает живых, а над потиром – усопших; при служении предстоятеля поместной церкви другие предстоятели поместных церквей не поминаются на великом входе (их имена прочитываются во время диптихов в анафоре); 15) по мнению исследователей, роли в диалоге accessus ad altare в греческом Архиератиконе под влиянием проникшего в иерейский формуляр литургии искажения распределены неправильно; 16) после прочтения диалога и окончания пения Херувимской архиерей осеняет народ трикирием; 17) лобзание мира совершается так же, как и в русских храмах, греческой особенностью является то, что диаконы исходят для лобзания друг друга на солею; 18) как и за русским архиерейском богослужением, в греческих церквах священники во время Символа веры веют воздухом над головой архиерея, однако прежде этого епископ сам прочитывает Символ веры, осеняя престол крестообразно дискосом и потиром; 19) во время начального диалога анафоры не бывает осенения народа дикирием и трикирием, которое плохо согласуется с содержанием возгласов (в Архиератиконе, отражающем обычаи Константинопольской церкви, предписывается благословлять народ напрестольным крестом только при произнесении слов: «Благодать Господа»; в уставе архиепископа Афинского Христодула крест не упоминается); 20) анафора читается архиереем вслух всех стоящих в алтаре; 21) среди возглашаемых диаконом диптихов за литургией, совершаемой предстоятелем поместной церкви, а также вообще за всякой особо торжественной архиерейской литургией возносятся имена глав поместных церквей (то, что поминовение совершается именно во время диптихов, точно соответствует обычаям древней церкви);

 



 
PR-CY.ru