АРХИЕРЕЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 10

Исследователи отмечают, что епископ может совершать службу так называемым иерейским чином, т.е. по иерейскому формуляру, от особенностей архиерейского богослужения сохраняется только то, что епископ служит в архиерейском облачении, не снимая малый омофор; ему постилают орлецы, он восседает на горнем месте и сам влагает фимиам в кадило при каждении перед Евангелием, не выходит из алтаря на малый и великий входы (если, конечно, в службе также участвует хотя бы один священник). Такую службу принято совершать в день хиротонии. Архиерейская литургия в современной греч. практике, в основном, совпадает с русской, однако имеет целый ряд характерных отличий: 1) поскольку в практике греческих церквей утреня почти всегда совершается утром, а также из-за того, что по принятому в приходской практике Типикону Виолакиса часы обычно опускаются и литургия начинается сразу после утрени, облачение архиерея к литургии совершается во время заключительной части утрени; 2) в зависимости от желания архиерея облачение может происходить как в алтаре, так и в храме: а) если архиерей решает облачаться в алтаре, то священные облачения заранее возлагаются на престол, затем, когда архиерей войдёт в алтарь и снимет мантию, диаконы надевают облачения на архиерея, возглашая псаломские стихи, далее епископ умывает руки, подходит к жертвеннику и сам завершает протесис, наконец, архиерей и священнослужители исходят в храм во время пения Великого славословия; б) если архиерей решает облачаться в храме, то облачение начинается с многократных возглашений диаконов: «Иереи, изыдите! Изыдите, иереи!», в это время иереи исходят из алтаря через царские врата, вынося на подносах священные облачения епископа; далее облачение совершается так же, как и в русской практике, однако облачают архиерея не иподиаконы, а иереи и диакон, а хор поёт не слова псаломских стихов, а богородичен «тяжкого» (седьмого) гласа; 3) при произнесении на великой ектении прошения о епископе, помимо того что протодиакон и иерей кланяются архиерею (как и в русской практике), хор негромко поёт; 4) на малом входе, после целования епископом Евангелия, он вместе с сослужащими поёт «Придите, поклонимся»; в двунадесятые Господские праздники и на Пасху заменяется входным стихом), осеняя в это время дикирием и трикирием на четыре стороны, хор отвечает: «Спаси нас, Сын Божий»; 5) сразу после малого входа архиерей со священниками поют в алтаре первый из тропарей; архиерей, имея в левой руке жезл, совершает каждение (пред архиереем предходят диаконы с дикирием и трикирием); хор поёт остальные тропари; кондак праздника опять поётся в алтаре; 6) Трисвятое поётся семь с половиной раз поочерёдно хорами и священнослужителями; архиерей прочитывает вслух всех стоящих в алтаре молитву Трисвятого, во время третьего Трисвятого (поётся в алтаре) осеняет напрестольное Евангелие дикирием, во время пятого (опять поётся в алтаре) – трикирием; последнее разделяется на четыре части и поётся священниками, в то время как архиерей после каждой из первых трёх частей Трисвятого, стоя в царских вратах, произносит: «Господи, Господи, призри с небес» и осеняет народ дикирием и трикирием;

 



 
PR-CY.ru