АРХИЕРЕЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 14

8) утреня также может оканчиваться по-разному: а) если архиерей не собирается служить литургию, то во время пения стиха хвалитных псалмов «Хвалите Его все ангелы» архиерей выходит на середину храма и благословляет народ рукой при пении; б) если архиерей собирается служить литургию и хочет облачиться в алтаре, то во время пения того же стиха он выходит на середину храма, диакон и епископ читают входные молитвы, в конце которых епископ благословляет народ трикирием при пении, следуют хвалитные псалмы и стихиры, во время которых епископ в алтаре облачается; на Великое славословие и окончание утрени архиерей в полном облачении исходит в храм; в) если епископ собирается служить литургию и хочет облачаться в храме, то он выходит в середину храма сразу после пения Великого славословия, диакон и епископ читают входные молитвы, далее следуют облачение архиерея, благословение свечами, пение отпустительного тропаря, сразу начинается Божественная литургия. В современной русской практике во время вечерни и утрени архиерей, как правило, находится в алтаре, здесь он прочитывает светильные и утреннике молитвы; в начале всех священнодействий клирики кланяются епископу; со своего места епископ благословляет вечерний вход. Со времён патриарха Никона в России под влиянием греческой практики того времени принято, чтобы при совершении литии на вечерне епископ, облачившись в епитрахиль, поручи, мантию, малый омофор и клобук, исходил в притвор вместе со священниками, диаконами и иподиаконами с дикирием и трикирием, а в конце вечерни сам благословлял хлебы, пшеницу, вино и елей. В русской традиции при совершении праздничной утрени епископ в полном облачении исходит в центр храма (в сопровождении иподиаконов с рипидами, дикирием и трикирием) во время пения полиелея, кадит, сам читает Евангелие; совершив помазание елеем, удаляется в алтарь. Особенности архиерейских вечерни и утрени, близкие к описанным, отмечаются в рукописи середины XVII в. Утрени праздников (Рождества Христова, Великой пятницы, Пасхи) и вечерни вечером в эти дни, как правило, от начала и до конца возглавляются архиереем, стоящим в полном облачении в центре храма. Обладая полнотой священнических даров, архиерей может преподавать пастырское благословение не одной, а двумя руками. При этом в присутствии архиерея священники вовсе не преподают благословения; исключение делается только для новорукоположённого иерея (если совершалась хиротония). За богослужением в присутствии архиерея (даже и не служащего) иерей не осеняет народ рукой. Особое почтение к епископскому сану подчёркивается тем, что в начале каждения диакон кадит архиерея не просто трижды, а трижды по трижды. За архиерейским богослужением (а также в кафедральных соборах и на архиерейских подворьях) обычная формула испрашивания благословения на малых часах заменяется (в зависимости от титула архиерея).



 
PR-CY.ru