АРХИЕРЕЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 13

За литургией преждеосвящённых Даров может совершаться рукоположение только во диаконы. Согласно принятому ныне в православной церкви Иерусалимскому уставу, чины вечерни и утрени (и их праздничное соединение – всенощное бдение) имеют монастырское (а не кафедральное в отличие, например, от песенного последования) происхождение: совершителями их по Типикону являются чередные священник и диакон, в то время как общую молитву возглавляет игумен монастыря, восседающий (без священных облачений) на особом троне в храме и читающий оттуда наиболее важные псалмы и молитвословия. Присутствующему за вечерней или утреней епископу средневековая практика усваивала роль игумена: епископ (не облачавшийся в священные одежды) всю службу восседал на троне у правого переднего столпа храма. Эта практика в общем сохраняется и в современной греческой традиции: 1) архиерей в мантии (на службах в седмичные дни Великого поста и в первые три дня Страстной седмицы – без мантии) и с жезлом приходит к вечерне (к началу) или к утрене (во время кондака и икоса, прежде пения катавасий которые в греческой приходской практике поют не после каждой из песен канона, а подряд после восьмой), благословляет рукой народ при пении и садится на трон, стоящий у правого хора; 2) во время службы архиерей читает: предначинательный псалом (Пс. 103, к которому могут припеваться аниксандариии), «Свете Тихий» (при служении многих иереев это песнопение поют священники), паримии (если есть), «Сподоби, Господи», «Ныне отпущаеши» (на вечерне), «Воскресение Христово видевшее» (на воскресной утрене; сразу после целования архиереем Евангелия, во время пения Пс. 50, один из хоров, если желает – поёт на утрене последнюю катавасию (девятую; может также петь (поочередно с хором) остальные катавасии, песнь Богородицы, эксапостиларии); 3) в начале всех священнодействий клирики кланяются архиерею, в начале пения стихир на «Господи воззвах» и хвалитных канонархи испрашивают у него благословение, возглашая: «Благослови, владыко, глас»; 4) находясь на троне, епископ благословляет вечерний вход и читает на вечерне главопреклонную молитву; 5) если на вечерне совершается благословение хлебов, то в начале литии епископ, не сходя с трона, облачается в малый омофор, а когда приходит время благословлять хлебы, читает положенную молитву и благословляет подносимый ему священником хлеб; 6) для произнесения ектений и совершения каждений диаконы, как правило, исходят из алтаря царскими вратами, держа в руках дикирий или трикирий; 7) вечерня может оканчиваться по-разному: а) если было благословение хлебов, первый диакон возглашает: «Господу помолимся», архиерей благословляет народ напрестольным крестом, говоря: «Благословение Господне имеем», следует отпуст; б) если благословения хлебов не было, диакон возглашает: «Премудрость», иерей: «Сый благословен», архиерей читает: «Утверди Господи Боже», следует отпуст;

 



 
PR-CY.ru