АНДРЕЙ БЕЛЫЙ, Бугаёв Борис Николаевич - Страница 9

Книга «О ритмическом жесте» (1917 г.) осталась неопубликованной; разработанная в ней методика описания стихового ритма была впоследствии изложена Андреем Белым в работе «Ритм как диалектика и «Медный всадник»» (М., 1929 г.). Начало Первой мировой войны Андрей Белый воспринял с космополитических и резко антимилитаристских позиций, более того, для него она стала вопиющим симптомом всеобъемлющего кризиса европейской культуры и цивилизации, о чём он поведал в четырёхчастном цикле литературно-философских этюдов «На перевале»: «Кризис жизни» (Петроград, 1918 г.), «Кризис мысли» (Петроград, 1918 г.), «Кризис культуры» (Петроград, 1920 г.), четвёртая часть, «Кризис сознания» (1920 г.), осталась неопубликованной. В августе 1916 г. Андрей Белый был призван на военную службу и возвратился на родину; в сентябре получил отсрочку и до января 1917 г. жил в Москве и Сергиевом Посаде. Февральскую революцию встретил в Петрограде, наивно восприняв её как предвестие грядущего преображения, революции духа (очерк «Революция и культура», М., 1917 г.). Философ Фёдор Августович Степун отмечал неукоренённость Андрея Белого в лоне культурно-исторического сознания и традиции: «Белый витал над историей. Его пророческое сознание жило космическими взрывами и вихрями». Финал написанного в августе 1917 г. стихотворения «Родине» передаёт отношение поэта к падению самодержавия: «И ты, огневая стихия, / Безумствуй, сжигая меня. / Россия, Россия, Россия – / Мессия грядущего дня!» Это отношение проецируется Андреем Белым и на Октябрьскую революцию 1917 г., о чём свидетельствует поэма «Христос воскрес» (Петроград, 1918 г.), идейно созвучная поэме «Двенадцать» А.А. Блока. С 1918 г. Андрей Белый активно участвует в работе литературной студии московского Пролеткульта, становится одним из зачинателей ряда культурных инициатив (с 1919 г. – председатель Вольной философской ассоциации в Петрограде), выступает с лекциями, участвует в альманахе «Записки мечтателей» (1919–1921 гг.), пишет автобиографическую поэму «Первое свидание» (Петроград, 1921 г.). Эту поэму некоторые исследователи (А.В. Лавров) считают вершиной поэтического творчества Андрея Белого. В августе 1918 г. он побывал в Черниговском скиту (близ Сергиева Посада), вероятно, по совету священника Павла Флоренского. С сентября 1919 г. по март 1920 г. Андрей Белый работает в Отделе охраны памятников старины. 28 января 1920 г. заключает договор с издательством 3иновия Исаевича Гржебина на издание собрания сочинений, но проект не был осуществлён. Владислав Фелицианович Ходасевич вспоминал: «Военный коммунизм пережил он, как и все мы, в лишениях и болезнях. Ютился в квартире знакомых, топя печурку своими рукописями, голодая и стоя в очередях. Чтобы прокормить себя с матерью, уже больною и старою, мерил Москву из конца в конец, читал лекции в Пролеткульте и в разных ещё местах, целыми днями просиживал в Румянцевском музее, где замерзали чернила, исполняя бессмысленный заказ Театрального отдела (что-то о театрах в эпоху французской революции), исписывая вороха бумаги, которые, наконец, где-то и потерял. В то же время он вёл занятия в Антропософском обществе, писал Записки чудака, книгу по философии культуры, книгу о Льве Толстом и другое». Деятельность советской власти и идеологическая экспансия большевизма, гонения на религию вкупе с обстоятельствами всеобщей разрухи способствовали всё более усугубляющемуся конфликту Андрея Белого с пореволюционной действительностью; с 1919 г. он предпринимает ряд попыток выехать за границу. В Духов день, 20 июня 1921 г., начинает писать поэму «Первое свидание» – реквием по своей молодости, по гибнущей России и русской культуре. В сентябре 1921 г. получил разрешение на выезд, 20 октября отбыл в Берлин.

 



 
PR-CY.ru